20 января 2021 08:49

20 января 2021 08:49

Значимые публикации

Научные исследования всё чаще становятся основой для эффективной работы железнодорожного транспорта

Людмила Барышникова,

Редактор научных изданий УрГУПСа


Вклад учёных в эффективную работу стальных магистралей трудно переоценить. Только в прошлом году в Уральском государственном университете путей сообщения в научных исследованиях по хоздоговорам приняли участие 177 штатных работников научно-исследовательской части, 56 сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава. Редактор научных изданий УрГУПСа Людмила Барышникова связывает это, в том числе,
и с активной публикацией учёными своих исследовательских работ.

 

– Людмила Станиславовна, какие работы, опубликованные в прошлом году, имели существенное значение для развития железнодорожного транспорта России? 

– В первую очередь, это работы ученых
УрГУПСа. Например, монография доктора технических наук Бориса Алексеевича Аржанникова «Тяговое электроснабжение постоянного тока скоростного и тяжеловесного движения поездов». Кстати, Борис Алексеевич не только один из первых студентов этого вуза, но
и один из тех, кто первым в университете получил степень кандидата технических наук. В этой работе изложены проблемы тягового электроснабжения 3,0 кВ и указаны пути их решения – через совершенствование данной системы. Описано автоматическое принудительное перераспределение мощности параллельно работающих тяговых подстанций для пропуска скоростных пассажирских поездов и грузовых поездов повышенной массы.
В работе, кроме этого, проанализированы результаты эксплуатационных испытаний системы управляемого электроснабжения, на основании чего рассмотрены возможности её технической реализации. Борис Алексеевич предложил основные положения теории расчёта управляемого электроснабжения на основе устройств регулирования напряжения в тяговой сети. Практически все разработки Бориса Аржанникова внедрены на железных дорогах страны.

Авторы следующей монографии – доктор технических наук Александр Геннадьевич Галкин, доктор технических наук Валерий Михайлович Самуйлов, кандидат технических наук Владимир Евгеньевич Кошкаров и доктор экономических наук Евгений Васильевич Кошкаров. Их труд называется «Научные основы организации инновационной деятельности на транспорте
и в дорожном хозяйстве (теория, методология, практика)».

На примере исследований и опыта осуществления инновационной деятельности
в уральском региональном кластере транспорта и дорожного хозяйства учёные изучили актуальные вопросы организации эффективной инновационной деятельности на транспорте
и в дорожном хозяйстве. Рассмотрены методологические проблемы управления инновациями, организации научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (НИОКР)
в современных условиях технического регулирования на транспорте. Выработаны научно обоснованные подходы и алгоритмы для осуществления эффективной инновационной деятельности. И самое главное – даны практические рекомендации для инновационного развития транспортно-технологической системы и дорожного хозяйства Уральского региона и Свердловской области. Это только некоторые наиболее значимые публикации. К сожалению, активность авторов в 2012 году несколько поубавилась. Причина – невнятная система оплаты научных публикаций. Потенциальные учёные – пока ещё студенты – публикуют результаты своих научных изысканий
в университетском (а с этого года – в межвузовском) сборнике студенческих научных работ «Перспектива». 

– Внедрение разработок, конечно, важнейший итог научной деятельности учёных. Но немаловажно и то, насколько быстро их труды становятся достоянием широких научных кругов? Существует же
ещё возможность публиковаться через Интернет.

– Да, монографии – это, своего рода, «группа медленного реагирования». А чтобы научные разработки учёных УрГУПСа как можно быстрее становились известными в широких научных кругах, в университете издаются журналы – «Вестник УрГУПС» и «Транспорт Урала». На них подписываются, и они имеют весьма неплохой индекс цитирования. Кроме того, издаётся журнал «Инновационный транспорт». Все эти издания публикуются в Интернете
в свободном доступе. 

– Насколько важна сегодня системность
в обучении студентов, ведь именно из их среды в дальнейшем и выходят учёные, которые «двигают» транспортную науку. Есть какие-нибудь критерии, которые позволяют оценить эффективность учебных программ? 

– Здесь хотела бы рассказать о книге кандидата педагогических наук Ольги Куликовой. Ольга Валентиновна – выпускница Тартуского государственного университета,  лауреат проводимого Фондом развития отечественного образования конкурса на лучшую научную книгу
в номинации «Педагогика и методика преподавания» в 2010 году.  Для современной высшей школы её новая публикация очень интересна
и полезна. Ольга Валентиновна предлагает диагностику качества освоения учебной дисциплины с позиции системного подхода. Авторские критерии и показатели эффективности овладения знаниями, умениями и компетенциями позволяют использовать их для анализа учебного процесса не только в экспериментальной, но
и в практической педагогической деятельности. Автор проводит исследование на примере динамики математической подготовки студентов вуза, обучающихся на технических и экономических специальностях.

– Насколько котируются разработки специалистов УрГУПСа в научном мире? Известны ли в кругу учёных имена уральцев?  

– Да, например, могу назвать Сергея Петровича Баутина, доктора физико-математических наук, который занимается газовой динамикой. Василий  Михайлович Сай, доктор технических наук, занимающийся вопросами организации и управления. Публикации обоих учёных имеют высокий индекс Хирша, многие их работы опубликованы за рубежом. 


Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31