21 января 2021 05:40

21 января 2021 05:40

Надо быть богатыми сердцем

Жизненные дороги и непростая судьба «маленькой львицы» – <br />
Леониллы Тонковой

Профсоюз железнодорожников, пожалуй, одна из тех редких  структур в компании, куда «не зарастёт народная тропа». Десятки посетителей ежедневно приходят, чтобы решить самые разные вопросы.


Во всех телефонных звонках,
в людских потоках, бесконечных вопросах и житейских проблемах хорошо и быстро ориентируется секретарь дорпрофсожа Леонилла Тонкова. В январе она отметила 75-летний юбилей. Из них более
40 лет она отдала железной дороге. И даже находясь на пенсии, стала приносить пользу компании. В приёмной за своим рабочим столом с высоким бортиком она как штурман на мостике, или, вернее, как вперёдсмотрящий, который ещё издалека замечает землю, или приближение айсберга.
У неё свой «диспетчерский» пульт – экран компьютера, на который выводится вся информация: электронная почта, деловая переписка и последние распоряжения руководителей дороги и ведомственных структур.

– В 2004 году пригласили в дорпрофсо-ж и предложили должность секретаря, – рассказала Леонилла Дмитриевна. – Я согласилась, так как мне хорошо известны тонкости работы на железной дороге.


Леонилла – маленькая львица 

Она родилась морозным январским днём в небольшом городке Усолье Пермской области, на правом берегу Камского водохранилища. Ей «повезло» родиться
в  непростой год – 1938. Родители назвали третью, младшую, дочь  Леонилла – в переводе с французского означает «маленькая львица». Мол, когда вырастет – пусть, как львица, сумеет защитить себя, когда будет трудно.
А жилось им тогда очень непросто. Большинство жителей городка ездили на работу в крупный райцентр – Березники. С ним Усолье связывал мост через Каму. Почти все жители восьмитысячного Усолья, рабочие и служащие,
в основном были заняты на строительстве будущего гиганта химической индустрии СССР – Березниковского химкомбината.
В марте 1932 года Усолье объединили с Березниками, правда, уже перед войной, в 1940 году, снова разъединили. 

Всё складывалась так, что Леонилла должна была пойти работать на химкомбинат, но судьба распорядилась по-другому.

– Детство наше прошло в годы Великой Отечественной войны. Жилось очень трудно. Приходилось работать с самого раннего возраста, потому что и родители трудились почти круглосуточно,   – рассказывает Леонилла Дмитриевна. – В 1956 году я закончила десятилетку. Старшая сестра Маргарита не смогла доучиться – после восьмого класса пошла работать на станцию Солеварни, чтобы помогать родителям. Она сделала это, чтобы мы, младшие сестры, смогли закончить школу. Затем Маргарита устроилась на станцию Усольская, где трудился и её будущий муж – Геннадий Ситников.

Под влиянием старшей сестры Леонилла после окончания школы тоже пошла на станцию Усольская. Глядя на толковую
девушку, сослуживцы посоветовали ей продолжить образование. Она поступила в Пермский техникум железнодорожного транспорта. В 1960 году дипломированный техник-путеец Леонилла Тонкова оказалась по распределению на Левшинской дистанции пути. Довольно скоро она перебралась поближе к старшей сестре – устроилась техником на Кизеловскую дистанцию пути станции Усольская. 

Время оглянуться на прожитое

В Свердловск Леонилла переехала уже после замужества. Проработала на Свердловск-сортировочной дистанции пути 12 лет. Запомнился ей первый наставник – старший инженер техотдела Лидия
Царенко. Грамотный руководитель, знающий свое дело. Уроки Лидии Петровны не прошли даром – Леониллу назначают инженером
в аппарат главного ревизора по
безопасности движения поездов. 

– В ревизорском аппарате дороги я проработала почти 24 года,  – вспоминает Леонилла Дмитриевна. – В этом коллективе первыми моими наставниками были Анатолий Иванович
Сметанин и Альберт Григорьевич Лукьянченко. Они многому меня научили. Многое довелось повидать за время работы. Были
и успехи, и неудачи. Особенно трудно было докладывать руководству дороги и в Министерств-о путей сообщения о сходах подвижного состава, крушениях
и авариях на дороге. 

 В 1996 году Леонилла ушла на заслуженный отдых. Самое время ветерану труда оглянуться на прожитое. Руководство дороги ценило её работу – дома на полках лежали множество благодарностей, почётных грамот, знаки «Отличник соцсоревнования». Дважды она удостаивалась звания «Победитель соцсоревнования», имеет медали «За доблестный труд», к 100-летию
В. И. Ленина… И как только
сумела за годы такой напряжённой работы на дороге поднять на ноги троих детей?! Когда им пришла пора выбирать профессию, Леонилла не вмешивалась – трудный путь железнодорожника не всякому по плечу. А вот сама решила вернуться на дорогу.
Леонилла в дорпрофсоже работае-т настолько активно, что со стороны кажется, даже не устаёт. 
Ценит её работу и председатель дорпрофсож-а Анатолий Гаращенко.

– Что пожелать читателям «Уральской магистрали» в канун женского праздника? – задумывается Леонилла Дмитриевна. – Вы знаете, моя любимая книга – «Джейн Эйр». У героини непростая судьба, как
и у меня.Разница только в том, что она выросла в «школе-интернате»,
а я пережила войну и детства не видела. И не ожесточилась, не обиделась на судьбу. Да, наверное, и многие бы рассказали что-то подобное о своей доле… Нашим женщинам хочу посоветовать при всех жизненных обстоятельствах оставаться всегда добрыми, а на работе – ответственными, добросовестными и честными. Есть
такое выражение: «Никогда человек не стареет, если смолоду
сердцем богат». 



Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31