17 января 2021 21:15

17 января 2021 21:15

Трудовые мотивы

Помимо обычной премии железнодорожники могут получать дополнительные поощрения<br />

В прошлом году на дополнительное премирование работников подразделений в границах СвЖД было направлено 132,2 млн рублей, это на 17,3 % больше, чем в предыдущем. О том, какие системы мотивации труда действуют на дороге и как они работали в минувшем году, рассказывает заместитель начальника службы организации и оплаты труда Вера Солдатова.


Мастерская работа

Самая большая сумма обычно направляется для поощрения из Фонда мастера. Этот фонд формируется на основных участках производства и выплачивается работникам ведущих профессий каждый отчетный квартал. Чтобы получить эту премию, коллектив производственного участка должен выполнить определённые условия. Во-первых, не допустить крушений, аварий, событий, связанных с нарушением безопасности движения поездов. Не должно быть и случаев травматизма. Во-вторых, необходимо снизить количество отказов технических средств не менее чем на 15 % к уровню прошлого года. Кроме этого, нужно выполнить установленные производственные и экономические показатели. На величину премиального фонда также влияюти качественные показатели. Если их не выполнить, размер Фонда мастера снижается.

В прошлом году премию из Фонда мастера получили более шести тысяч человек. В основном – это работники Дирекции инфраструктуры, их – 5,2 тыс. человек. В моторвагонных депо такого вознаграждения удостоились 560 работников, а в ремонтных локомотивных депо – 126 человек. В список награждённых попали и работники Дирекции терминально-складского комплекса – 367 человек. Всего из Фонда мастера выплатили 48 млн рублей. Однако были такие предприятия, где премия из Фонда мастера не выплачивалась совсем, хотя предусмотрена Положением ОАО «РЖД». Это Дирекции связи, по ремонту пути и по энергообеспечению.

Повод для экономии

В Дирекциях тяги и моторвагонного подвижного состава работники получают дополнительное поощрение за экономию топлива и электроэнергии. Оно варьируется от 10 до 40 процентов от стоимости фактически сэкономленных ресурсов. Это зависит от выполняемой работы и вида тяги, а у машиниста ещё и от того, в два или одно лицо он едет. Размер такой премии ограничен одной месячной ставкой за фактически отработанное время. Чтобы получить это вознаграждение, помимо экономии ресурсов, необходимо соблюдать правила эксплуатации, обслуживания оборудования и устройств, которые влияют на их расход. Вместе с тем нельзя нарушать температурный режим отопления поезда.

В прошлом году за экономию ресурсов более десяти тысяч работников получили 36,2 млн рублей. Из них 9,7 тыс. человек из эксплуатационных локомотивных депо и 800 человек – работники моторвагонных депо.


Предупредить угрозу

Следующая по значимости сумма средств, а именно 5,9 млн рублей, была направлена на поощрение за обнаружение трудновыявляемых дефектов и неисправностей. Имеются в виду неисправности подвижного состава, технических устройств, верхнего строения пути
и сооружений, которые создают угрозу безопасности движения поездов и жизни людей. Премия выплачивается за каждую выявленную неисправность согласно утверждённому руководством Компании перечню.

В прошлом году такое вознаграждение получили чуть более 800 работников Дирекции инфраструктуры. Из них 749 осмотрщиков-ремонтников вагонов эксплуатационных вагонных депо и 54 работника дистанций электроснабжения.

В 2013 году уменьшился перечень неисправностей и выросла «цена» найденных дефектов.


Без болезней и травм

Другая форма мотивации труда предусматривает поощрение инженерно-врачебных бригад. Премия выплачивается по итогам полугодия. Её получают те предприятия, где рабочие места соответствуют всем установленным нормам, и улучшаются условия труда. Кроме этого, выплата премии зависит от уровня заболеваемости работников и от случаев производственного травматизма. Эти показатели должны быть снижены. И ещё одно обязательное условие – отсутствие тяжёлых несчастных случаев и случаев со смертельным исходом.

В прошлом году это поощрение выплачивалось только в двух Дирекциях – тяги и инфраструктуры. Всего там отмечено 24 человека. Хочется напомнить инженерно-врачебным бригадам о необходимости регулярно подводить итоги и представлять их в региональную комиссию по охране труда и здоровья работников ОАО «РЖД».


Мотивация к бережливости

Большое значение имеет мотивация работников, занятых «бережливым производством». За 2012 год в границах СвЖД было реализовано 79 проектов, из них 35 – в Дирекции инфраструктуры, 24 – в Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, по 7 проектов – в Дирекциях по ремонту пути и материально-технического обеспечения, 3 – в Дирекции управления движением, 3 – в Дирекции тяги.

Однако надо отметить, что дополнительное вознаграждение за результаты внедрения «бережливого производства» выплачивалось не везде. Такую премию получили лишь работники Дирекции инфраструктуры и моторвагонного подвижного состава – всего 36 человек (63 тыс. рублей). В остальных дирекциях премия не выплачивалась вообще, хотя над проектами «бережливого производства» работали.


Баллы за безопасность

Помимо дополнительного премирования в ОАО «РЖД» выплачиваются единовременные вознаграждения. В их числе – премия за обеспечение безопасности движения поездов или за безаварийную работу. Её получают лучшие работники, чьи профессии и должности входят в утверждённый перечень. Они определяются по количеству набранных баллов. Размер вознаграждения не может быть менее 1,5-месячной тарифной ставки или должностного оклада. Выплатой такого вознаграждения занимаются специально созданные комиссии. Недавно были подведены итоги прошлого года, подсчитаны баллы и выплачена премия (238,3 млн рублей). Это меньше чем в прошлом году на 2,8 %, а в некоторых дирекциях эта сумма ещё больше отстаёт от уровня прошлого года. 

Чтобы системы мотивации эффективно работали, они должны быть понятны каждому работнику, а начисление дополнительного вознаграждения – прозрачным и гласным. Важно объективно оценивать труд людей и не оставлять незамеченным их вклад в успех предприятия.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31