14 мая 2021 20:33

14 мая 2021 20:33

Герой мечтал о железной дороге

Помощник машиниста ушёл на фронт защищать родину

Рассказать о Виталии Степановиче Смирнове нас попросил давний автор «Уральской магистрали» бывший железнодорожник Валерий Гончаров.


Валерию в 1943 году было три года, когда он оказался на оккупированной немцами территории в Брянской области. «Мои родители, ушли с партизанами в лес, а я остался со своими дедом и бабушкой в их домишке на окраине города Клинцы.»

Встретился с отцом и мамой Валерий только после освобождения города наступающими частями Красной армии. Это были бойцы 29-ой мотострелковой бригады Уральского добровольческого
танкового корпуса (УДТК).

«Я помню, как ранним утром 25 сентября 1943 года тридцатичетвёрка стремительно вылетела на берег реки Московка. Здесь находился концлагерь. Прорвав колючую проволоку, экипаж ворвался на его территорию. Таким образом был предотвращён угон в Германию почти тысячи измождённых детей. На станции Клинцы уже стоял готовый к отправке состав. В составе УДТК находился и Виталий Смирнов – будущий Герой Советского Союза. Мне известно, что он готовился стать машинистом электровоза». 

Валерий Гончаров предложил нам рассказать на страницах «Уральской магистрали» об этом  герое.

Нам удалось узнать, что Героя Советского Союза Виталия Степановича Смирнова, к сожалению, уже нет в живых. Его не стало в те самые дни, когда в Екатеринбурге проходили торжества, посвящённые юбилею легендарного корпуса. Во исполнение последней воли, Виталия Смирнова похоронили на мемориальном комплексе Пионерской площади в селе Погорелое Городище под Воронежем, где до сих пор находится дом родителей героя. 

О железной дороге Виталий Смирнов мечтал с детства. Родился он  в многодетной семье в 1924 году в деревне Александровка.
В 1937 году семья переехала в Погорелое Городище. Отец устроился бухгалтером в конторе «Заготскот», мать работала билетёршей и уборщицей в кинотеатре «Ударник». После окончания школы, в 1940 году, Смирнов поступил в Московское железнодорожное училище. Учился на машиниста электровоза. У 17-летнего юноши началась преддипломная практика. Парень выделялся среди своих сверстников и рабочих депо смекалкой, был технически грамотен. Поэтому его вскоре назначили помощником машиниста. Виталию нравилось работать на железной дороге. Он хотел после окончания учёбы остаться в депо, но накануне войны училище расформировали и вместе с другими выпускниками Виталия Смирнова отправили на Урал, в город Верхняя Салда. Там он работал дежурным электромонтёром металлургического предприятия. Узнав о формировании танкового корпуса, Виталий Смирнов отправился в Свердловск. Служил в мотострелковой бригаде УДТК. Воевал на Курской дуге, освобождал Украину. В 1944 году прошёл курсы комвзводов и вернулся в свою часть в звании младшего лейтенанта. Получил должность командира пулемётного взвода. В январе 1945 года Виталий Смирнов совершил подвиг. Его бригада форсировала Одер в городе Штейнау. Немцы разрушили мост. Наши сапёры соорудили временную переправу. Вместе со своим взводом младший лейтенант Смирнов перебрался на другой берег. Немцы снова разрушили времянку. Виталий, даже раненный в колено, продолжал командовать. Бойцы сутки отбивали атаки немцев. В это время наши части переправились в другом месте и ударили в тыл. 32 врага и 4 пулемётные точки были уничтожены Смирновым лично. Только когда подошли свои, герой потерял сознание. 

В апреле 1945 года младшему лейтенанту Смирнову было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Виталий Степанович продолжил военную карьеру. В 1973 году вышел в отставку в звании полковника. Герой Советского Союза Виталий Смирнов награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина»...

Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31