25 января 2022 08:38

25 января 2022 08:38

фото: из личного архива

Системно мыслящий философ

Анатолий Пермяков возглавлял экономическую службу Свердловской дороги в один из самых сложных периодов её существования

Судьба уготовила родившемуся 7 декабря 1941 года в Улан-Баторе Анатолию Пермякову множество испытаний, невероятных поворотов и счастливых моментов. Достаточно сказать, что на Урал будущий начальник экономической службы СвЖД, почётный железнодорожник, кандидат экономических наук попал через Мордовию, Аджарию и Москву.
В Монголию его родители Екатерина Григорьевна и Василий Иванович завербовались на строительство стратегически важной в военные годы дороги.
Когда молодую семью Пермяковых из Улан-Батора вознамерились перевести сначала на Северный Кавказ, а потом в Аджарию, взрослые определили мальчика к старшим родственникам по материнской линии в село Яковщина. В Мордовии под присмотром бабки Дарьи и одноногого деда Григория Толя познал все тяготы сельского труда. Сегодня он с восхищением вспоминает, как ловко, несмотря на инвалидность, управлялся с хозяйством глава семейства. Считает, что крестьянский уклад, пожалуй, самая устойчивая система жизнеустройства.
Вполне возможно, что философский склад ума начал формироваться у сегодняшнего юбиляра именно в те годы. Будучи замкнутым ребёнком, он предпочитал шумным ребячьим ватагам одиночество. Любил в укромном местечке перебирать железки.
К слову сказать, тогда же у будущего неординарного экономиста чуть не отбили всякую охоту к учёбе. Необщительный, он так обомлел, увидев в деревенской школе-избе кучу разновозрастных детей, что сиганул в окно. И заявил, что на уроки больше ни ногой.
По счастью, вскоре отец забрал шестилетнего Толю в семью. «В первый класс я пошёл в посёлке Кеда, в сорока километрах от города Батум Аджарской АССР, находившейся в составе Грузии, – напишет потом в автобиографии Анатолий. – Седьмой и восьмой классы заканчивал в школе-интернате при Хичаурском пограничном отряде. Это было счастливое время, мы ходили к военным, они нас подкармливали, мы вместе смотрели кино».
Позитивный настрой сделал своё дело – проснулась тяга к знаниям. Учёбу в Кутаисском автомеханическом техникуме по специальности «технология инструментального производства» с 1958 по 1962 год увенчал диплом с отличием. Подобный, в обложке красного цвета, документ Анатолий получил и по окончании Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ).
Мысль об учёбе в столице возникла у него только после встречи с однокурсником по техникуму, который разбередил душу рассказом о том, кто из однокашников куда поступил.
На инженерно-экономический факультет МИИТ Анатолий попал случайно, предпочёл бы, конечно, Бауманку, но не прошёл по конкурсу. Три ночи провёл на Курском вокзале. Пока добрые люди не подсказали вуз, куда ещё можно было поступить. Наличие общежития сыграло решающую роль. Но совсем скоро мудрые профессора Евгений Хануков и Александр Гибшман открыли для чуравшегося прежде цифр и вычислений студента новый мир системного мышления. Благодаря экономической географии он быстро понял, что транспорт, энергетика и связь – это основополагающие отрасли большой страны. Так возник разраставшийся со временем интерес к железной дороге.
На Урал Анатолий с супругой Людмилой приехали в 1967 году, невзирая на то, что ждали пополнения семьи. В Свердловском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) под руководством Давида Пивенштейна существовала лаборатория экономики. Мудрый преподаватель собирал молодых, энергичных и творческих сотрудников по всей России.
19 июля 1967 года с восторгом воспринявший распределение выпускник МИИЖТ приступил к работе стажёром-исследователем, затем был старшим инженером, старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией. За это время он прекрасно изучил экономику локомотивного, вагонного хозяйств, Свердловского отделения дороги. В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию.
Когда начальник СвЖД Виктор Михайлович Скворцов предложил перейти на работу в управление дороги, долгих раздумий не было. Вступил в должность главного экономиста магистрали 12 апреля 1988 года. Это было время активной перестройки, нужно было многое менять.
В управлении дороги Анатолий Пермяков проработал 17 лет – вплоть до выхода на пенсию с должности начальника экономической службы магистрали. Все эти годы были насыщенными. Период зарождения рыночной экономики, когда никто не знал, что это такое. Пришлось пережить и всеобщий обвал производства. Придумывать, как выживать. Осваивать политику гибких тарифов. Было чрезвычайно сложно, признаётся юбиляр, но интересно.
Выйдя на пенсию, он принял приглашение поработать начальником экономического отдела Ямальской железнодорожной компании. Вновь начинал с нуля, но ему это нравилось. Только в 2020 году он ушёл на заслуженный отдых в полном смысле этого словосочетания.
Выросла дочь Светлана. Сейчас она трудится в стенах того самого института, куда школьницей после уроков бегала к папе на работу. Внуку Станиславу 32, он айтишник и предприниматель, шагает в ногу со временем. Совсем как в своё время дед, который, между прочим, не скрывает, что с большим нетерпением ждёт появления правнука.
«Я счастливый человек, люблю людей. Самые дорогие из них – рядом со мной. Мне всегда было интересно работать, философствовать, постигать премудрости мироздания. Жизнь удалась!» – резюмирует свою автобиографию сегодняшний юбиляр.
Юрий Пикалин, ветеран СвЖД:
– Знаю Анатолия Васильевича очень давно. Когда вслед за своим отцом в 1994 году возглавлял отдел организации труда и заработной платы Свердловской дороги, общался с ним наиболее тесно. На мой взгляд, он постиг всю многогранность экономической науки. Настолько, что всегда абсолютно верно подсказывал, как обосновать бюджетирование и наладить финансовый учёт.
Игорь Набойченко, более 15 лет отдавший должности главного инженера СвЖД:
– В советское время появился термин «рабочая интеллигенция». По-разному к этому обозначению можно относиться. Для меня же Анатолий Васильевич именно ярчайший и лучший представитель этого «сословия» в переходный период от социализма к капитализму. Ум, высочайший профессионализм и интеллигентность в лучшем их проявлении. Но я был свидетелем проявления качества, как мне кажется, не являющегося обязательным наполнением понятия «интеллигент». Смелость и прямолинейность Анатолия Васильевича в ситуации очень непростой. В ситуации, когда я, как главный инженер дороги, три ведущих заместителя начальника дороги и три НОДа основных отделений дороги поджали уши и не знали, как вырваться из ситуации. Анатолий Васильевич встал, жёстко ответил на агрессивное хамство человека, стоящего на значительно более высокой ступени власти. Это был бросок интеллигента на амбразуру. Бросок, поставивший хама на место, а нам давший возможность перегруппироваться и не проиграть.
Лариса Каштанова, начальник службы экономики и финансов СвЖД:
– Анатолий Васильевич принадлежит к немногочисленной когорте людей, в характере которых необыкновенная воспитанность, корректность, сдержанность сочетаются с высочайшим профессионализмом. К тому же он из тех, кто, выслушав самые разные мнения, умеет принять решение и взять ответственность на себя.
Ольга Тарабаева, начальник сектора службы экономики и финансов СвЖД:
– Под начало Анатолия Васильевича я пришла в 1993 году, простым экономистом. Считаю, что он наставник от бога. Бывал и строг, но всегда справедлив. Никогда не повышал голоса, но дисциплина соблюдалась неукоснительно. Если указывал на просчёты, хотелось тут же бежать исправлять ошибки. Под его руководством мы начинали процесс автоматизации экономических расчётов. Было непросто, но созданная руководителем атмосфера в коллективе службы воодушевляла. И это всегда положительно сказывалось на результатах труда.
Галина Иволгина, заместитель начальника Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом по экономике и финансам:
– С Анатолием Васильевичем познакомилась ещё до своего прихода на железную дорогу – он дружит с моими родителями. Для меня он – идейный руководитель и строгий учитель. Главное – он научил нас, молодых, творчески мыслить, искать неординарные подходы к работе. Например, по его заданию мы готовили выступления на экономические темы, презентовали их коллегам, а потом обсуждали возникающие вопросы. Это помогало в работе. Неслучайно СвЖД стала одной из пилотных площадок на сети, где разрабатывалась система организации бюджетного управления РЖД. И с этой непростой задачей мы успешно справились.
Альфинур Сабирова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31