25 октября 2021 20:45

25 октября 2021 20:45

фото: из архива службы вагонного хозйства СвДИ

Дефект не пройдёт

Работники обмениваются передовыми методами выявления неисправностей в деталях подвижного состава

В Екатеринбурге 29 сентября прошла школа передового опыта для работников вагонного хозяйства Свердловской дирекции инфраструктуры. На ней подводились итоги работы по выявлению неисправностей в автосцепном и автотормозном оборудовании, трещин в элементах колёсных пар, боковых рамах тележек, ставились очередные задачи.
Представители дирекции уже второй год подряд участвуют в таком мероприятии дистанционно, общаясь по сети Интернет. Подобный формат позволяет вовлечь в обсуждение актуальных производственных тем значительное число участников непосредственно на их рабочих местах. Коллег из регионов СвЖД приветствовал из студии в Екатеринбурге заместитель начальника службы вагонного хозяйства Свердловской дирекции инфраструктуры Виталий Буров. Он отметил, что предстоящий зимний этап работы требует организации традиционных сезонных мероприятий:
– С наступлением сильных холодов возникают риски изломов боковых рам тележек и элементов колёсных пар, вызванные такими факторами, как динамические нагрузки, некачественное литьё деталей и воздействие перепадов температур на материалы конструкций. В это время осмотрщики вагонов должны обращать особое внимание на литые детали тележек и элементы колёсных пар.
Свои предложения, основанные на повседневной практике, высказывали участники мероприятия. Так, заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Пермь-Сортировочная (ВЧДЭ-17) Михаил Малютин рассказал о принимаемых мерах по снижению пропусков трудновыявляемых дефектов в элементах колёсных пар:
– Для изучения вопроса на учебном полигоне пункта технического обслуживания ВЧДЭ-17 в третьем квартале была установлена колёсная пара с образовавшейся в процессе эксплуатации вагона трещиной диска – этот дефект выявлен в 2021 году. Кроме того, на вагоне-тренажёре и отдельно стоящей тележке смонтированы колёсные пары с выявленными трещинами и отколами гребня. Все они используются для отработки навыка поиска дефектов во время технических занятий.
Михаил Малютин рассказал и об основных проблемах. В депо ежемесячно анализируются пропуски дефектов колёсных пар и литых деталей тележек: за восемь месяцев пропущены 32 колёсные пары. Примерно такая же статистика была и годом ранее – 35. Но при этом отмечается снижение выявления колёсных пар: в 2021 – пять подтвердившихся дефектов колёсных пар, в 2020 году – 12. Руководитель рассказал о нескольких путях решения такой проблемы:
– Для снижения пропуска дефектов колёсных пар проводятся: ранжирование работников по группам риска, выборочные собеседования с осмотрщиками вагонов по актуальным темам – например, «Требования, предъявляемые к колёсным парам в эксплуатации». В сентябре были организованы занятия, на которых изучался порядок технического осмотра колёсных пар. Обязательно учитывались предельно допустимые браковочные размеры элементов колёсной пары, в том числе имеющие толщину обода до 40 мм включительно, и наличие дефектов небраковочных размеров.
Один из лучших в профессии – старший осмотрщик вагонов пункта технического обслуживания (ПТО) ВЧДЭ-17 Алексей Барминов – поделился с коллегами своими наблюдениями:
– В тележках чаще всего трещины и браковочные дефекты обнаруживаются в невидимой для осмотра зоне. А именно: на опорных поверхностях пятника, наклонных опорных поверхностях надрессорной балки, опорных поверхностях боковых рам. Иногда в своём развитии они выходят в видимую зону. Признаками появления трещин являются: ржавчина, скопление валика пыли летом и инея зимой, разрыв краски. В местах образования свежей трещины всегда тень, что хорошо видно при освещении фонарём в тёмное время суток.
Старший осмотрщик вагонов отметил, что в боковых рамах тележек трещины наиболее часто образуются в зоне над буксовым проёмом и в его наружных углах:
– При осмотре необходимо обращать внимание на зоны внутреннего угла буксового проёма, наклонного пояса и технологического окна, а также в зоне нижнего угла рессорного проёма и в кронштейнах для крепления тормозных башмаков. Нередко в боковинах появляются трещины в месте внутреннего радиуса R55 опорной части буксового проёма. Я обычно обнаруживаю их при помощи досмотровой штанги либо зеркала и подсветки от фонаря.
Самые интересные предложения осмотрщиков-ремонтников вагонов, руководителей подразделений службы вагонного хозяйства в ближайшее время будут внесены в итоговый протокол школы передового опыта. Но уже после окончания мероприятия работники могли реализовывать в своей повседневной практике наиболее успешные методики, применяемые коллегами.
Касаясь производственных задач ближайшего будущего, Виталий Буров отметил первоочередные:
– Необходимо установить следующие целевые показатели: снижение пропусков литых деталей тележек и элементов колёсных пар в четвёртом квартале 2021 года на 10% к уровню третьего квартала; вывод осмотрщиков из групп риска на 20%, а уровень вовлечённости осмотрщиков вагонов в процесс выявления дефектов – 50% от штатной численности.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31