25 октября 2021 18:48

25 октября 2021 18:48

фото: из семейного архива

Стального дела продолжатели

Общий отраслевой стаж династии Шеминых составил триста двадцать лет

Младшие представители династии Шеминых, близнецы Саша и Кирилл, прямо сейчас, точнее с 8 сентября по 11 ноября, проходят первую в своей жизни практику по специальности «помощник машиниста» в эксплуатационном локомотивном депо Пермь-Сортировочная. Они как студенты выпускного курса Пермского железнодорожного техникума вдвоём добавили к 314 годам отраслевого стажа своих предков ещё 6 лет. Благодаря чему их дружная семья зафиксировала очередную «круглую» цифру совместно отданных стальной магистрали трудовых лет.
Мама юношей, директор стадиона станции Пермь-II Наталья Гордеева, профессиональный выбор сыновей одобряет, хотя и подчёркивает, что сделали они его самостоятельно. И скучает по ним, особенно когда они периодически выезжают с локомотивными бригадами в сторону Шали и Балезино.
Сама она – правнучка родоначальника династии Григория Шемина. Родившийся 28 сентября 1910 года в селе Комары Молотовской области, после службы в армии, с 1935 по 1955 год он работал бригадиром путевых рабочих 11-го околотка Верещагинской дистанции пути. За добросовестное выполнение своих производственных обязанностей на железнодорожном транспорте был награждён медалями «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», «За победу над Германией», почётными грамотами руководства дороги, отделения, дистанции пути. Его трудовая жизнь завершилась одновременно с земной в каких-то 45 лет. Хотя по причине брони с оружием в руках на фронтах Великой Отечественной он не воевал… Такова она, горькая цена победы в той страшной войне.
Стальное дело отца продолжили двое сыновей. Александр родился в 1930-м. Вслед за родителем в восемнадцатилетнем возрасте пришёл на ту же дистанцию монтёром пути. Проработал 16 лет. Его супруга Анна задержалась в отрасли много дольше – 39 лет была дежурной по переезду станции Субботники.
Младший сын Григория Фёдор появился на свет в 1941 году. С 1956-го четыре года постигал премудрости отраслевых наук в Пермском техникуме железнодорожного транспорта. С 1963-го по 1967-й заочно учился в профильном уральском институте инженеров. Со второго курса работал помощником машиниста локомотивного депо Пермь. По окончании вуза – инженером-технологом, а с 1990 года – заместителем начальника Пермского отделения СвЖД по коммерческим перевозкам.
Для семьи Шеминых Фёдор – фигура знаковая. В 2007 году, в 66 лет он принял наконец решение уйти на заслуженный отдых и вскоре на собственные средства издал книгу о династии. Небольшим тиражом, исключительно на память родственникам. «С 1 апреля в основном проживаю в посёлке Юг Пермского района, – делится он в предисловии. – Занимаюсь хозяйственными делами, пчёлами. Это моё хобби. Но всё время не покидает меня мысль: для детей, внуков и правнуков оставить свои воспоминания о жизненном пути, о своём видении на всё происшедшее и происходящее. Считаю, это будет объективный взгляд. Хочется отразить и родословное древо – кто мои родители, дедушки и бабушки». Он по крупицам восстановил сведения о своих предках. Теперь Шемины – точно не Иваны, родства не помнящие.
Любопытно рассказывает Фёдор в своих мемуарах о выборе профессии. Проживая возле железной дороги, пишет он, засыпая и просыпаясь под стук колёс, мысли стать железнодорожником возникали исподволь. В классных пассажирских вагонах проходящих мимо поездов ехали состоятельные, весёлые, жизнерадостные люди. Мы, мальчишки, продолжает автор книги своё повествование, с завистью смотрели на всё это. Паровозы ИС («Иосиф Сталин») и ФД («Феликс Дзержинский») блистали чистотой. Управляли локомотивами мужественные люди в белых перчатках, на которых хотелось быть похожим.
Окончательное решение о выборе профессии, по его собственному признанию, Фёдор принял после курьёзного случая. Однажды по домашнему телефону позвонил машинист проходящего поезда. Не застав отца, он поведал его сыну, что на таком-то километре в районе, где они проживают, у него ветром сорвало форменную фуражку. Возвращаться из рейса без оной считалось в то время позором. «Может, найдёшь?» – обратился железнодорожник к подростку. В голосе едва теплилась надежда. Потом было лазание по колючим кустам вдоль полотна и – о чудо! – обнаружение вожделенного головного убора. После его возвращения владельцу прямо на ходу специально снизившего скорость поезда Москва – Владивосток и получения выброшенного из кабины машиниста в качестве благодарности пакета с несколькими килограммами шоколадных конфет сомнений не осталось – только на магистраль!
Впрочем, романтика железной дороги поманила не только представителей сильной половины человечества семьи Шеминых. Дочь основателя династии Ульяна проработала дежурной по станции Субботники с 1946 по 1953 год. А её супруг Виталий Никулин помощником машиниста станции Верещагино аж четверть века.
Виталий Снигирёв, ещё один зять Григория и отец его внука Алексея, проработал кондуктором по сопровождению грузовых поездов Верещагинской дистанции пути с 1956 по 1968 год.
Отпрыск старшего сына родоначальника династии Валерий, отец спортсменки Натальи, впоследствии Гордеевой, в 1971 году окончил Пермское училище железнодорожного транспорта № 11. Далее были Свердловский электровозоремонтый завод, где трудился слесарем. Через два года сначала та же должность в локомотивном депо Пермь-II, а после – старшего мастера и диспетчера. Итого – 44 года!
Там же 28 лет работает внучка основателя династии Надежда. Сначала бригадиром. Теперь она – заместитель председателя регионального совета ветеранов.
Внуки Григория тоже попробовали вкус труда в железнодорожной транспортной отрасли. Наталья, к примеру, пять лет преподавала в Пермском институте железнодорожного транспорта. Дмитрий два года проработал инженером по снабжению в Пермской дирекции по ремонту пути, тёзка Григорий в ведомственном отряде ВОХР трудился – между прочим, 14 лет.
Кроме правнучки родоначальника Натальи, династию продолжили Александр Шемин, ныне главный инженер сервисного локомотивного депо Пермь, начинавший в 1993 году студентом УрГУПС. Свою 14-летнюю лепту в общий стаж знаменитой династии внёс и наладчик автомотрисы Пермской дистанции пути Александр Шемин, 1976 года рождения. Ещё один правнук, Игорь Цаплин, железнодорожной отрасли посвятил 17 лет. С 1997 по 2001 год учился в Пермском отраслевом техникуме, после чего трудился слесарем-электриком в локомотивном депо Пермь-II.
Праправнук Григория Денис, родившийся в 1999 году, сейчас работает электромехаником участка производства Пермской дистанции сигнализации, централизации и блокировки СвЖД.
Таким образом, сегодня можно констатировать, что династия Шеминых состоит из двадцати родственных не только по крови, но и по профессиональному духу человеческих душ. Вместе они посвятили не просто стальной, а именно уральской магистрали целых 320 лет.
Альфинур Сабирова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31