20 октября 2021 06:06

20 октября 2021 06:06

фото: из личного архива

Крестьянская косточка

Во многом благодаря свойственному сельским жителям трудолюбию сегодняшний юбиляр сделал на дороге головокружительную карьеру

Легенда Свердловской магистрали, ветеран Виктор Колтунюк сегодня отмечает очередную весомую дату – 85-летний юбилей. Благодаря крестьянской закалке и целеустремлённости он прошёл путь от слесаря до руководителя высшего звена дороги. Снискал глубокое уважение окружающих и стал основателем династии.
Всего два месяца назад у него родилась правнучка Сашенька. Она – второй ребёнок старшего сына единственной дочери Ольги – Захара. У младшего, Романа, тоже двое детей, и тоже, как говорится, полный комплект – мальчик и девочка.
Все четверо радуют прадеда своими успехами. Четырнадцатилетний Максим – школьными отметками, его одногодок Миша – серьёзным увлечением фигурным катанием. На днях он собирается на очередной турнир, после которого намерен получить звание кандидата в мастера спорта. Старшей правнучке 12. Названная в честь знаменитого предка Викторией, она удивляет родственников неиссякаемой энергией и чрезвычайной коммуникабельностью. Вся в прадеда.
Глядя на юных потомков, Виктор Колтунюк вспоминает своё детство в Тюменской области. Его отцу Михаилу Филипповичу сразу после женитьбы по наследству достался участок площадью 20 гектаров пахотной земли. Молодая семья жила на хуторе, рядом только лес да болото. Но в 1939-м коллективизация добралась и до этого глухого уголка. Пришлось перебраться в ближайшую деревню Белая Дуброва и довольствоваться наделом в двадцать раз меньшим. Меж тем семья росла. Сплошь сыновья рождались один за другим. Наречённый победоносным именем будущий железнодорожник был третьим среди пятерых.
С десятилетнего возраста мама Матрёна Лаврентьевна учила детей работать на земле. Вскапывать и удобрять, сеять и жать. В 12 лет, вспоминает сегодня ветеран СвЖД, он уже вовсю помогал трактористам на колхозной пашне. Было непросто, но именно это закалило характер, позволило уверенно идти по жизни, не бояться трудностей. Вехи богатой биографии – тому подтверждение.
Трудовую деятельность на Свердловской магистрали Виктор начал в 1952 году в паровозном депо ещё во время учёбы в тюменском железнодорожном училище № 1. Получив специальность слесаря по ремонту подвижного состава, по распределению был направлен в Нижний Тагил. Здесь с 1954 по 1962 год прошло его профессиональное становление: вырос до бригадира, помощника машиниста и получил права на управление паровозом. Заочно обучался в Свердловском техникуме железнодорожного транспорта. За год до окончания учёбы его назначили старшим инженером сначала по теплоэнергетике, а затем – по эксплуатации и ремонту локомотивов. В 1963 году он активно участвовал в большой и важной работе по оборудованию электровозного парка электрическими счётчиками. До этого электроэнергия практически не учитывалась и, соответственно, не экономилась.
После окончания в 1970 году Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта перспективный сотрудник СвЖД получил должность помощника ревизора по безопасности движения поездов по локомотивному хозяйству и энергетике Нижнетагильского отделения дороги.
С 1973 по 1978 год – аналогичная должность в Егоршинском. Оборудование электрической централизацией стрелочных переводов на двенадцати станциях. Плюс непосредственное руководство бригадой, которая строила дополнительный парк приёма и отправления поездов из трёх путей на станции Егоршино.
Далее вновь смена направления – работа заместителем дорожного ревизора по восстановительным средствам продлилась до 1982 года. Именно в это время были укомплектованы кранами различной грузоподъёмности, соответствующими тягачами, домкратами, другим современным оборудованием три новых восстановительных поезда в Сургуте, Коротчаеве и Салыме. Это позволило производить масштабные ремонтные работы даже на крупных объектах, в том числе и мостах. В 1982 году состоялось триумфальное возвращение Виктора в Егоршинское отделение дороги на должность первого заместителя начальника.
С 1983-го по 1985-й он уже руководит Серовским отделением магистрали. Работа на севере области ему самому особенно запомнилась воплощением социальных программ. Строительством детского сада, а также жилья для железнодорожников в Серове, Ивделе, Верхней Конде. В это же время на новой большой станции Нягань – монтаж электрической централизации всех стрелочных переводов.
На должность первого заместителя начальника Свердловской железной дороги Виктор Колтунюк был назначен в 1985 году. В этой должности он трудился 12 лет, вплоть до выхода на пенсию в 1997 году. Проводил мероприятия по снижению сверхурочных часов работы локомотивных бригад, организации движения поездов после крупной аварии на станции Свердловск-Сортировочный, возглавлял единые смены диспетчерского аппарата.
Сейчас он не без гордости вспоминает, что в то время погрузка в отдельные дни доходила до 700 тысяч тонн, а выгрузка – 10–12 тысяч вагонов в сутки. Считает, что начальнику дороги, тогда это был Виктор Скворцов, удалось подобрать хорошую команду, поэтому темпы и объёмы были колоссальные. И, улыбаясь, подчеркивает, что на снегоуборку с лопатами приходилось выходить всем, в том числе и командному составу. Работа была напряжённой, но интересной. Только после двух инфарктов и инсульта, когда сил трудиться дальше не осталось, в 60 лет он ушёл на заслуженный отдых.
За годы его работы на Свердловской дороге произошли коренные изменения, прежде всего в техническом оснащении. Первоначально ему довелось поработать на паровозах, потом пришло время тепло- и электровозов. Стало полегче, расширились возможности для перевозки грузов и пассажиров. Кроме того, южный обход главных путей через Седельниково позволил в корне изменить движение по магистрали, поезда стали пропускать, минуя Сортировку. Это был огромный успех, в разы увеличивший вагонопоток и снизивший количество сверхурочных часов. Условия работы, оплата труда, социальная сфера – всё изменилось в лучшую сторону.
При этом Виктор всегда умудрялся совмещать напряжённую производственную деятельность с общественной. В Нижнем Тагиле, к примеру, был секретарём узлового комитета комсомола, сменным редактором стенгазеты и председателем профсоюзного комитета аппарата отделения дороги. Ездил делегатом на исторический VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, который проходил в 1957 году в Москве. В Серове его избирали в состав городского Совета депутатов трудящихся и членом горкома КПСС. В то время это была большая ответственность.
Работая в аппарате управления дороги, он вновь стал сменным редактором стенгазеты, которая называлась «Стальной путь». Критические статьи в ней не раз вызывали бурное обсуждение в коллективе. В разные годы он был членом областного комитета народного контроля, президиума дорпрофсожа, депутатом Свердловского областного совета и Железнодорожного районного совета народных депутатов.
Разумеется, заслуги столь неординарного человека не могли остаться незамеченными. В его трудовой книжке 86 благодарственных записей! Его признавали победителем социалистического соревнования Министерства путей сообщения и ЦК профсоюза в 1973, 1975, 1976, 1977 и 1979 годах. Ему присвоены звания «Почётный железнодорожник», «Заслуженный работник железнодорожного транспорта РФ», «Ветеран труда». Не счесть его медали и нагрудные знаки МПС и СвЖД, грамоты, дипломы, премии. Именные часы – отдельная история. Есть у него даже знак «Участник строительства газопровода Уренгой – Помары – Ужгород».
И всё же одной из самых дорогих наград он считает знак отличия Свердловской области «Совет да любовь», который вместе с супругой Евгенией Николаевной получил в мае 2012 года. В этом году исполнилось уже 63 года их совместной жизни. Притом служению Свердловской магистрали он посвятил 44 года, она – 33.
Дочь Ольга Числова достойно продолжила семейное дело, проработав на СвЖД 28 лет и выйдя на заслуженный отдых с должности начальника отдела запасных частей Екатеринбургской дирекции материально-технического обеспечения.
Сегодня дружная семья собирается у своего легендарного родственника-железнодорожника не только по датам, но и просто так, соскучившись. Порой это происходит на даче в посёлке Атиг Нижнесергинского района. Очередной участок площадью двенадцать с половиной соток был приобретён в 1993 году. Разработанные ранее близ Нижнего Тагила и станции Гать при переезде на новое место жительства в связи с очередным повышением в должности без особых раздумий и колебаний отдавались знакомым. На новом рекультивация вновь начиналась с нуля, но никто не роптал – все понимали, что тягу к земледелию глава семьи несёт всю жизнь. Посадка, уход и особенно сбор урожая приносят ему истинное удовлетворение. Родные это его увлечение не только понимают, но и разделяют. Видимо, крепкая крестьянская косточка передаётся-таки по наследству.
– Такие люди, как Виктор Михайлович Колтунюк, составляют золотой фонд Свердловской магистрали, – убеждён председатель дорожного совета ветеранов Леонид Соколов. – Он внёс огромный личный вклад в развитие СвЖД. Его трудовой и жизненный путь – пример для молодых, образец для подражания. Сегодня мы с большим удовольствием поздравляем его с юбилеем. Желаем прежде всего, конечно же, здоровья. Чтобы он мог ещё долгие годы радовать родных, близких и друзей не только своим присутствием, но и дельными советами и яркими воспоминаниями эпизодов своей богатой событиями биографии.
Альфинур Сабирова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30