24 июля 2021 05:10

24 июля 2021 05:10

фото: из архива СвЖД

Поезда Победы

Свердловские железнодорожники вносили весомый вклад в победу над фашизмом

В годы войны Урал стал главной кузницей, ковавшей оружие для Красной армии. Уже в 1942 году Урал выдал продукции военного назначения в три раза больше, чем в 1940-м.
Через два дня после вероломного нападения фашистов, 24 июня 1941 года, железным дорогам страны поступило указание о формировании 288 санитарных поездов. Железнодорожники Егоршинского отделения дороги им. Кагановича своими силами построили военно-санитарный поезд из 17 вагонов. В обслуживающий персонал, насчитывающий 74 человека, вошли и работники депо. Местные жители собрали для поезда 598 одеял, 714 подушек, 950 тарелок, 547 книг и другое имущество. 28 декабря 1941 года поезд вышел со станции Егоршино, прибыл в Свердловск и направился на Ленинградский фронт. С января 1942 года по апрель 1945-го ВСП № 227 совершил 40 рейсов, перевёз более 19 446 раненых, в общей сложности прошёл путь в 152 332 километров.
Главным для людей был призыв «Фронту нужно – сделаем!». Со временем никто не считался. В вагонном участке Свердловск-Пассажирский слесарь Дубинкина ежедневно выполняла по две нормы, токари Черных и Кузнецов – три, а молодой коммунист столяр Марамзин – по пять норм.
Бои на фронтах требовали постоянной доставки боеприпасов, пополнений, продовольствия, вывоза раненых. Это сотни тысяч тонн грузов в разных направлениях ежедневно. С такими объёмами мог справиться только железнодорожный транспорт. Поэтому большое развитие получило движение «тяжеловесников». Машинист Камышловского депо Ионин 23 июля 1941 года на участке Свердловск – Камышлов провёл поезд весом 3 430 тонн вместо 2 000 по норме и превысил техническую скорость на 2,5 км в час. Машинисты депо Егоршино взяли обязательство за первые 4 месяца 1942 года доставить 400 тяжеловесных поездов, а доставили 859, перевыполнив обязательство более чем вдвое. Только на счету машиниста Ефимова оказалось 33 тяжеловесных состава и 27 тонн сэкономленного топлива, а машинист Грошев провёл 27 тяжеловесных составов и сэкономил 25 тонн топлива.
Бригада составителя поездов Фетисова вместо положенных по норме 60 минут, формировала составы за 20–30 минут, а в отдельные дни и вовсе за 8–10. Фетисова справедливо называли гвардейцем тыла. В 1942 году ему было присвоено звание лучшего составителя дороги, правительство отметило его труд орденом Ленина.
С ценной инициативой выступил дежурный по станции Гороблагодатская Куликов. Он предложил внедрить ступенчатый график развоза местного груза. Поезда стали формировать так, чтобы в пути можно было последовательно отцеплять вагоны, следующие до станции Смычка, Вагонзавод, Невьянск. Это намного ускоряло продвижение грузов для предприятий, сокращало время обработки составов на станции прибытия. Нарком путей сообщения и начальник политического управления НКПС прислали Куликову приветственную телеграмму. Он был награждён знаком «Почётный железнодорожник».
Комплексные ремонтные бригады, объявив себя фронтовыми, выполняли задания на 150–200 процентов. Рабочие ремонтировали паровозы скоростным методом за 6–8 часов при норме 14–20.
С осени 1942 года в промышленности и на транспорте Урала получила широкое распространение ещё одна форма социалистического соревнования – за получение знамён воинских частей. По просьбе Свердловского обкома ВКП(б) командование сформированной из свердловчан 3-й гвардейской дивизии учредило переходящее Красное знамя для вручения трудовому коллективу – победителю. Среди предприятий Свердловской дороги первым завоевал знамя коллектив паровозного депо Свердловск-Пассажирский.
Но кроме подвоза воинских грузов, фронт требовал оружия. Эвакуированные предприятия ещё только разворачивали массовое производство танков, Красной армии требовалась «броня» в обороне и огонь в наступлении. Бронепоезда отвечали этим требованиям. В годы Великой Отечественной войны на всех фронтах действовало около 200 лёгких и тяжёлых бронепоездов. Свердловские железнодорожники внесли свой вклад в постройку и обслуживание «крепостей на рельсах».
Так, инженер Свердловской железной дороги Надежда Смирнова в октябре 1941 года предложила построить бронепоезд. Железнодорожники трудились над его созданием после 16–18-часовых рабочих смен. Бронепоезд получил название «Свердловский железнодорожник» и был готов к отправке на фронт 23 февраля 1942 года. Он состоял из паровоза, шести платформ с тяжёлым вооружением и шести вагонов для зенитных установок. Экипаж бронепоезда участвовал в обороне Москвы, а затем в боях за Кубань. Потери на войне неизбежны, и бронепоезд в районе Новороссийска разбомбила вражеская авиация, но его оружие использовалось еще несколько месяцев.
Осенью 1941 года по инициативе рабочих локомотивного вагонного депо станции Чусовская и тружеников металлургического завода было принято решение своими силами и на свои средства построить для фронта бронепоезд. Уже 18 марта 1942 года бронепоезд «Чусовской рабочий» вышел из заводских ворот. 29 апреля чусовской бронепоезд, переименованный в «Щорс», в составе 44-го дивизиона бронепоездов был отправлен на фронт.
Но оружие на фронте – это ещё не всё, что требуется для победы над врагом. Солдат крепок, когда здоров. Понимая это, в январе 1942 года коллектив рабочих вагонного депо Свердловск-Сортировочный выдвинул инициативу о строительстве поезда-бани для бойцов Красной армии. Инициативу свердловчан подхватили на всех отделениях дороги. Рабочие решили отчислять однодневный заработок и построить такой поезд в свободное от работы время за 25 дней. Этот уникальный подарок бойцы Северо-Западного фронта получили весной 1942 года. В составе поезда-бани были вагон-раздевалка, вагон-душевая, парная, вагон-одевальня, склады чистого и грязного белья, дезинфекционная камера и даже вагон-клуб, где можно было отдохнуть и поиграть в настольные игры.
Инженерно-технические работники управления дороги приобрели на свои деньги артиллерийскую батарею, коллектив станции Свердловск-Сортировочный купил 85-мм зенитную пушку, также на
собранные деньги были построены и отправлены на фронт танковая колонна «Свердловский железнодорожник», звено боевых самолетов «Егоршинский железнодорожник». За 6 месяцев войны работники дороги внесли в Фонд обороны Родины наличными 11 миллионов рублей, проводили целевые сборы на постройку танков, самолётов, бронепоездов.
Наталия Велигжанина, библиотекарь технической библиотеки станции
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30