20 сентября 2021 08:20

20 сентября 2021 08:20

фото: из архива ДЦНТИБ

Родина бьёт в набат

Перестройка работы железнодорожного транспорта началась с первого дня войны

Письмо в редакцию написала библиотекарь технической библиотеки станции Серов Наталия Велигжанина. На основе публикаций газет она рассказывает о самых первых днях Великой Отечественной войны на железных дорогах имени Кагановича и Пермской, которые впоследствии, в 1953 году, были объединены в Свердловскую.
«С началом войны объём перевозок по стальной магистрали резко возрос. На фронт шли эшелоны с войсками и военными грузами, на восток – с эвакуированными предприятиями и населением. Эти два гигантских встречных потока требовали от железнодорожников исключительной организованности и точности в работе.
Из публикаций и документов тех лет мы знаем, что перестройка работы железнодорожного транспорта началась с первого дня войны. Уже 24 июня 1941 года обе дороги были переведены на военный режим. Введён график, предусматривающий первоочередное продвижение поездов с войсками и оружием.
На всех узлах и предприятиях прошли митинги. «Клянёмся с честью стоять на своих постах и оперативно продвигать поезда, работать по-военному, столько, сколько потребует от нас Родина», – писали в резолюции, принятой на митинге рабочих и служащих депо Свердловск-Сортировочный.
По главному пути дороги эшелоны шли с невиданной скоростью 800–900 км в сутки при норме в 700 км. Иногда расстояние между поездами составляло 600–700 метров. С 26 июня по 15 июля 1941 года (за 20 дней) дорога пропустила точно по графику 983 воинских эшелона.
Но одних организационных мер и самоотверженности было мало, чтобы справиться с резко возросшим объёмом перевозок. На Свердловской дороге началось строительство новых линий общей протяжённостью около 1000 км. Наиболее крупной из них являлась линия Сосьва – Алапаевск (157 км). Одновременно с этим наращивались станционные пути на участках Свердловск – Вагай, Свердловск – Шаля, что давало возможность удлинить поезда, увеличить их вес. Были реконструированы узлы Свердловск-Сортировочный и Смычка, построены обходы Свердловского и Тагильского узлов, введена в строй автоблокировка на участке Кушва – Надеждинск.
Важнейшей частью перестройки транспорта на военный лад явилась подготовка новых кадров, способных заменить тысячи квалифицированных рабочих, ушедших на фронт. Основным источником пополнения кадров были женщины и молодёжь. В 1944 году на Свердловской железной дороге женщины составляли более половины всех работников и смело овладевали сложными профессиями. Многие 15–17-летние подростки ушли из школ, чтобы встать к станкам и своим трудом приблизить победу над врагом. Когда не хватало машинистов, их помощников, принимали даже девочек в возрасте 15–16 лет. Поражает подвиг одной из таких – Марии Сусловой. Она работала старшим машинистом на поезде, перевозившем раненых. В одном из рейсов в топке перегорели колосники. Времени для ожидания помощи не было. Мария надела несколько телогреек, облилась холодной водой и вошла в горящую топку. После нескольких таких заходов она получила серьёзные ожоги, но неисправность устранила.
В первые же дни войны вернулись на свои рабочие места многие пенсионеры. Они брали шефство над молодёжью.
С августа 1941 года на железной дороге имени Кагановича (с 1943 года – Свердловская железная дорога) развёртывается массовое патриотическое движение по сбору тёплых вещей для воинов Красной армии. Их было собрано 137 тысяч. 24 декабря на Северо-Западный и Ленинградский фронты был отправлен первый поезд с делегацией и подарками трудящихся Свердловской области фронтовикам. Вёл тот эшелон машинист депо Свердловск-Пассажирский Николай Соломенников».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30