28 сентября 2021 19:45

28 сентября 2021 19:45

фото: Никита Песоцкий

Доказательства переезда

На СвЖД современными средствами фото- и видеофиксации контролируются места пересечения магистрали и автодорог

Тема обеспечения безопасности на железнодорожных переездах многогранна, затрагивает большой спектр вопросов: от обязанности качественного содержания подъездных участков автодороги, штатной работы оборудования до установления личности автомобилиста, нарушившего правила проезда через железнодорожные пути и уехавшего с места происшествия.
Наталья Осадчук, ведущий юрисконсульт Свердловской дирекции по ремонту пути:
– В настоящее время действуют федеральные законы, которыми регламентируется работа переездов. Так, Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2020 года № 1504 утверждены Правила оборудования железнодорожных переездов, расположенных на путях общего пользования, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами (СТС) с функцией фото- и киносъёмки, видеозаписи, которыми установлен порядок их обслуживания, регламент передачи информации о выявленных с помощью этих спецсредств нарушениях правил проезда в органы госконтроля (надзора). В соответствии с пунктом 3 данных Правил СТС должны быть оборудованы те железнодорожные переезды, на которых по состоянию на 1 июля текущего года в течение трёх предшествующих лет произошли два и более ДТП, в которых погибли люди или травмированы пять и более человек. Это сравнительно новая законодательная инициатива, между тем на полигоне СвЖД установка комплексов фото- и видеофиксации (ФВФ) началась ещё в 2013 году. Причём не из-за плохой статистики на переездах, а для предупреждения возможных ДТП и обеспечения бесперебойного движения поездов.
На территории Свердловской области такие комплексы появились на 63-м км станции Храмцовская, 77-м км перегона Перебор – Кунавино и 389-м км станции Анатольская. В 2014 году они были подключены к Центру автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД. Затраты ОАО «РЖД» тогда составили 10 млн руб. Установленное железнодорожниками оборудование оказалось важным и для эффективности работы Госавтоинспекции, муниципальных органов власти. В ЦАФАП поступает информация с переезда о нарушителе, сканируется госномер автомашины, по базе ГИБДД устанавливается автовладелец, оператор проверяет данные водителя и направляет ему постановление об административном нарушении, однако не факт, что автомобилисту удастся отделаться одним только штрафом – может и лишиться водительского удостоверения. Пренебрегая правилами проезда через железнодорожные пути, водитель ставит свою жизнь и жизни пассажиров под угрозу.
Ежегодные расходы, которые несёт железная дорога по содержанию СТС, немалые. В том числе и по этой причине в декабре 2016 года указанные комплексы ФВФ передали в казну Свердловской области по Договору пожертвования (от 23 декабря 2016 года). А вскоре в соответствии с инвестпрограммой ОАО «РЖД» 2017 года комплексами ФВФ «Автоураган-ВСМ2» оснастили ещё семь переездов – на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В 2018 году снова за счёт инвестпрограммы ОАО «РЖД» оборудует комплексами «Азимут-3» пять переездов: по два в Свердловской и Тюменской областях и один в Пермском крае. В 2020 году ещё два переезда получили комплексы («Орлан 2.0»). По всем установленным системам ФВФ успешно проведены тестовые испытания возможности передачи данных в ЦАФАП ГИБДД.
К 1 января этого года на переездах Свердловской дирекции инфраструктуры установлено 17 автоматических СТС с ФВФ. Фиксация нарушений правил проезда проводится в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязанность содержания комплексов – довольно затратная статья. Если их поверка не регулярна, не подтверждена, допустим, корректность работы видеодатчиков, то ЦАФАП не берёт информацию с таких СТС. Свердловская дирекция инфраструктуры (служба пути) вынуждена проводить работу по заключению договоров на обследование, поверку и обеспечение работоспособности комплексов, чему предшествует организация и проведение конкурсных процедур по выбору подрядной организации. Для их технического обслуживания приходится заключать договоры со специализированными организациями.
В качестве одного из путей решения проблемы содержания комплексов, железная дорога предлагает передавать такие СТС на баланс местных муниципалитетов по договору безвозмездного пользования. Или по договору пожертвования – аналогично подписанному в 2016 году. В этом году с марта по апрель подготовлены и направлены четыре письма в адреса тех субъектов РФ, на территории которых на переездах имеются комплексы, установленные в 2017, 2018 и 2020 годах. По два – в Пермском крае и Тюменской области, три – в Свердловской области и семь – в ХМАО. Положительное решение поможет снизить финансовую и эксплуатационную нагрузку на железную дорогу.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30