23 октября 2021 11:35

23 октября 2021 11:35

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Никита Песоцкий

Экологичная магистраль

Уникальная разработка проходит проверку на Свердловской железной дороге

С 19 мая в эксплуатационном локомотивном депо Войновка (ТЧЭ-7) реализуется первый и единственный пока на сети инновационный проект, направленный на очистку объектов компании от загрязнений нефтепродуктами и вредными жидкими химическими веществами. На сегодняшний день в России и странах СНГ аналогов данной технологии не существует.
Не секрет, что на путях, где эксплуатируются тепловозы, и особенно в локомотивных депо, куда они заходят на техническое обслуживание, имеются нефтехимические загрязнения. Кроме того, значительные объёмы ветоши, используемой для ухода за дизельными установками, тоже накапливаются и требуют утилизации. Эффективного и экономически рационального способа решения насущной и остро стоящей для всей сети проблемы – защиты окружающей среды от технологического воздействия – пока не найдено.
В начале текущего года инициатором поиска выхода из сложившейся ситуации стал заместитель главного инженера Свердловской железной дороги по Тюменскому региону Евгений Шумов. Совместно с главным инженером эксплуатационного локомотивного депо Войновка Алексеем Исаевым, экологом ТЧЭ-7 Анастасией Титовой, главным механиком Тюменского участка Свердловской дирекции по тепловодоснабжению Александром Шарабаевым и представителями привлечённой организации, которая занимается продвижением инновационных разработок в разных сферах, были определены цель и место для проведения эксперимента.
– С этой организацией мы плодотворно сотрудничаем не первый год, – комментирует Евгений Шумов. – В этот раз предстояло решить более серьёзную проблему. Применяемые до сегодняшнего дня методики очистки объектов компании и прилегающей территории от загрязнений нефтепродуктами не приносили желаемого результата. Более того, после взаимодействия со специальными реагентами грунт и щебень всё равно подлежали выемке и утилизации – огромные финансовые и трудовые затраты. Поэтому задание было предельно конкретным – подобрать технологию, которая освободит территорию от мазутов, и при этом не потребуется менять земляное полотно и балласт.
После нескольких месяцев изучения различных вариантов специалисты привлечённой организации вышли на разработчиков авторских сорбентов, позволяющих очищать, восстанавливать и возвращать в хозяйственный оборот загрязнённые земли, а также стимулировать естественное самоочищение почвы и воды. И главное – препарат после использования не требует обязательной утилизации, так как имеет в своём составе микроорганизмы, обладающие углеводородокисляющей активностью и способные ускорять разложение нефтепродуктов не менее чем в 15 раз по сравнению с обычным природным процессом.
– Наша компания в 2018 году получила грант на разработку данной продукции от Фонда содействия инновациям, – говорит генеральный директор предприятия-разработчика Виктория Иванищева. – Представленные сорбенты абсолютно безопасны по отношению к человеку и окружающей среде, впитывают, консервируют в себе мазут и сразу приступают к его разложению под воздействием иммобилизованной микрофлоры. Промышленные исследования, подтверждающие их эффективность, апробация сорбентов в реальных промышленных условиях проведены на одном из красноярских нефтеперерабатывающих заводов. Для объектов ОАО «РЖД» технология применяется впервые.
Начавшиеся в ТЧЭ-7 опытно-промышленные испытания будут проходить в три этапа. На первом самый загрязнённый нефтяными отходами участок депо перекопали, чтобы собрать мазут не только с верхнего слоя, но и с глубины почвы, обработали инновационным биоабсорбентом и отобрали пробы для фиксирования исходного химического состава земли. Полученные результаты будут проанализированы. Через месяц пройдёт повторное исследование и будут внесены коррективы в протекающие процессы. К концу июля очистка площадки должна быть полностью завершена, и это покажут контрольные замеры. Для подтверждения обоснованности своих прогнозов обладатели инновационной технологии продемонстрировали её эффективность на примере мазутного пятна, которое засыпали абсорбентом, и через 15 минут его не стало.
– В случае успешного завершения испытаний потенциал применения данной методики в РЖД безграничен, – комментирует Алексей Исаев. – Сорбенты и сорбирующие изделия можно будет применять в ремонтных цехах, дизельных помещениях локомотивов, а между рельсами с их помощью очищать щебень без замены балласта.
Все участники начавшегося в Войновке процесса полны надежд и оптимизма, верят, что технологические инновации позволят полностью вылечить почву. Это принесёт компании большой экономический эффект. Но стараниями инициативной группы проект планируется развивать. Следующий шаг – очистка биологическим способом старогодных деревянных шпал от креозота для того, чтобы дробить их в щепу и получать ДСП для внутреннего рынка РЖД.
Геннадий Горда
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31