08 марта 2021 04:28

08 марта 2021 04:28

фото: Никита Песоцкий

Отходы – в доходы

Подведены первые итоги работы новой линии по переработке резинотехнических изделий

В рамках инвестиционного проекта ОАО «РЖД» «Обеспечение экологической безопасности» на Свердловской железной дороге в конце прошлого года на базе путевой машинной станции № 168 (ПМС-168) Пермь-Сортировочная смонтирована и запущена в тестовом режиме линия по переработке резинотехнических изделий, образующихся при разборке рельсошпальной решётки.
– Линия начала работать в ноябре 2020 года, – уточняет главный инженер ПМС Денис Толстолуцкий. – До этого, в октябре производились пусконаладочные работы и обучение персонала. За два месяца переработано порядка 4300 кг резиновых прокладок, получено 3800 кг крошки, из которой изготовлено 2100 кг или 120 кв. м плитки. Стоимость выпущенной продукции составила порядка 210 тыс. руб. На данном этапе продукция в первую очередь изготавливается для объектов нашей дирекции по ремонту пути. Также собираем заявки от предприятий СвЖД – выясняем их потребность. Уже ясно, что плитка интересна дирекциям аварийно-восстановительных средств, инфраструктуры и некоторым другим. В процессе эксплуатации линии станет понятно, целесообразно ли расширение производства. Оно возможно. Отмечу, что ранее образующиеся при разборке рельсошпальной решётки отходы направлялись на захоронение на полигоны и свалки.
Экологическая стратегия в РЖД реализуется успешно. Только в прошлом году на развитие энергоэффективных, ресурсосберегающих и малоотходных технологий было направлено более 150 млн руб. О том, что это направление воспринимается как одно из ключевых, говорит и тот факт, что 2021 год генеральным директором ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым объявлен Годом экологии. При этом переработке отходов на собственных площадках и возвращению их во вторичный оборот уделяется особое внимание.
Снижение влияния на окружающую среду сложно в чём-то измерить. Это цена человеческих жизней, по крайней мере здоровья. Другое дело – прибыль за счёт реализации напольных покрытий. Стоимость экологического производства составила 16,4 млн руб. Производительность участка по переработке РТИ на выходе может составлять до 350 кг крошки в час, напольных покрытий за то же время – до 15 кв. м. Как сообщил Денис Толстолуцкий, ориентировочный срок окупаемости проекта составляет четыре года.
Линия по переработке резинотехнических изделий на станции Пермь-Сортировочная – вторая на РЖД, первая работает на Западно-Сибирской дороге. В результате переработки изготавливается резиновая крошка трёх фракций, из которых организовано производство резиновых напольных покрытий различных размеров и цветов. При этом в процессе задействованы бригадир, оператор автоматических и полуавтоматических линий и два формовщика.
По существующей технологии с участка по ремонту рельсошпальной решётки в бункер для накопления подаются уже не годные к использованию резинотехнические изделия – прокладки. На вибростоле они избавляются от механических загрязнений, после чего попадают под пристальный взгляд оператора линии, который удаляет из них посторонние предметы.
Далее вторсырьё отправляется в шредерную установку, где происходит первая стадия измельчения. Затем следует удаление металлических частиц – магнитный сепаратор не даёт им попасть в роторную дробилку, удерживает и направляет их в специальную ёмкость для отходов. После этого вторичное сырьё попадает в роторную дробилку, где происходит следующее дробление.
Выделенные из резины примеси, такие как, к примеру, текстиль, удаляются вентиляционной системой и оседают в циклонном сборнике. Крошка с помощью пневмотранспортной системы подаётся в классификатор (вибросито), где осуществляется рассев крошки на фракции, и она фасуется в мешки.
Рядом с линией переработки расположен участок производства напольных покрытий. Здесь сырьё загружают в промышленный миксер, перемешивают с необходимым количеством красителя и полиуретанового клея. Когда смесь становится однородной, сотрудники приступают к формированию плитки. Массу загружают в пресс-формы, устанавливают их на гидравлический пресс и уплотняют содержимое. Далее они на шесть часов отправляются в сушильную камеру. По истечении времени из форм извлекают готовую плитку.
Добавим, что управление работой узлов комплекса может осуществляться и в ручном режиме. Немаловажно и то, что для изготовления напольного покрытия можно использовать также автомобильные шины, а в перспективе на линии по переработке резинотехнических изделий, расположенной на станции Пермь-Сортировочная, планируется перерабатывать РТИ не только предприятий СвЖД, но и других дорог ОАО «РЖД».

Справка «УМ»:
Основополагающими документами ОАО «РЖД» в сфере экологии по-прежнему являются Экологическая стратегия на период до 2030 года, а также Политика в областях охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности.
Альфинур Сабирова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28