01 декабря 2020 12:20

01 декабря 2020 12:20

фото: из архива Свердловской дирекции тяги

Вторая жизнь уникального паровоза

Задача восстановления ретротехники до рабочего состояния успешно решается на Свердловской магистрали

На днях в эксплуатационное локомотивное депо Пермь-Сортировочная доставили паровоз серии ЕА 3113, так называемый Русский «Декапод», с осевой формулой «1–5–0» (на фото).
Как рассказал заместитель начальника Свердловской дирекции тяги по деповскому хозяйству Андрей Холявинский, уникальная техника поступила по инициативе руководства Свердловской железной дороги и при поддержке Дирекции тяги.
– В рамках развития ретродвижения на паровозной тяге в 2019 году было принято решение о восстановлении паровоза серии ЕА 3113, поставленного по заказу СССР правительством США по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны, – отметил Андрей Александрович. – За кропотливую работу с редким образцом техники взялся коллектив специализированного подразделения Троицкого участка ремонта под руководством начальника Константина Кондрашкина.
О предыстории появления «декапода» на СвЖД рассказал начальник ДЦНТИБ Евгений Здоровенко:
– Один из сохранившихся до нашего времени паровозов ЕА 3113 в 2016 году был передислоцирован с Дальневосточной железной дороги, со станции Болонь, где он находился на базе запаса, на станцию Екатеринбург-Пассажирский, – рассказал Евгений Георгиевич. – Требовалось восстановить его внешний вид и пополнить этим экземпляром коллекцию музея депо.
Через три года, на завершающем этапе принятия решения о приведении внешнего вида локомотива в эстетический, в Свердловской дирекции тяги сформировали комиссию для осмотра и оценки технического состояния паровоза. Она приняла решение: локомотив необходимо отремонтировать до рабочего состояния.
– Инициатива Свердловской дирекции тяги была поддержана Дирекцией тяги, – отметил Андрей Холявинский. – Перед отправкой паровоза на Южно-Уральскую железную дорогу, где располагается один из немногих на сети участков ремонта и восстановления ретротехники, группа специалистов под моим личным руководством в составе Максима Платонова, Александра Марченко и Александра Абрамова провела техническую подготовку и необходимое обслуживание исторического локомотива для его безопасной и надёжной транспортировки к месту восстановления. После чего в декабре 2019 года паровоз передислоцировали на станцию Троицк.
В команде, взявшейся за реконструкцию ретролокомотива, находились специалисты, владеющие всеми необходимыми для этого знаниями и навыками: Сергей Ремизов, Юрий Лютый, Александр Ренев, Валерий Прилепов, Максим Артемьев, Ольга Еськова, Галина Рзянкина. Этот коллектив под руководством Константина Кондрашкина дал вторую жизнь не одному поколению паровозов, поступавших к ним в различном техническом состоянии.
– В первую очередь паровоз прошёл специализированную экспертизу котла, – пояснил Константин Тимофеевич. – Этот узел является одним из основных в конструкции паровоза. От его сохранности зависит, можно ли в принципе восстановить технику, и насколько быстро возможно это сделать. Для оценки его состояния создали экспертную комиссию.
К счастью, она дала положительное заключение, и развернулись реставрационные мероприятия. В ходе работ представители Свердловской дирекции тяги неоднократно выезжали на станцию Троицк и совместно со специалистами решали проблемные вопросы, возникающие при восстановлении уникального паровоза. Весь комплекс мероприятий продолжался около десяти месяцев.
Благодаря профессионализму и высокому мастерству команды специалистов старый локомотив обрёл вторую жизнь. Он выехал 10 сентября на обкаточные испытания на специально предназначенные для этого пути вблизи станции Троицк. Они прошли успешно. Инженеры, конструкторы специализированного сервиса задокументировали основные параметры работы тягового подвижного состава – это необходимо для его дальнейшей эксплуатации, и уже в конце октября 2020 года, после проведения всех доработок, паровоз отправился на Свердловскую магистраль.
Этот красавец пополнит парк собратьев – действующих паровозов, базирующихся в эксплуатационном локомотивном депо Пермь-Сортировочная. Историческая техника предназначена для вождения туристических ретропоездов.
– Паровозы этой серии строились в США по чертежам советских конструкторов и поставлялись в годы войны в рамках ленд-лиза, – пояснил Евгений Здоровенко. – В сороковые годы в Советский Союз было поставлено в общей сложности более 2000 таких машин для участия в хозяйственной работе во время Великой Отечественной войны.
Откуда у американцев оказались чертежи советских конструкторов? Ещё в начале ХХ века российские инженеры разработали конструкцию перспективного паровоза, который был способен водить поезда большего веса. Однако производственных мощностей для выпуска локомотива в отечестве тогда не нашлось (тем более что шла Первая мировая война), и поэтому заказ на 400 машин разместили на североамериканских заводах. Модификация паровозов серии Ел (по фамилии российского инженера Липеца) стала основой для постройки «декаподов» серии Еа («американский»), которые заказывала Россия для быстрейшего пополнения локомотивного парка.
Международное название «декапод» носят локомотивы с осевой формулой «1–5–0», которые поставлялись в Российскую империю и Советский Союз во время Первой и Второй мировых войн. С 1943 года они попадали в нашу страну по ленд-лизу и, в частности, водили поезда через Уральский хребет.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31