24 ноября 2020 20:52

24 ноября 2020 20:52

фото: Никита Песоцкий

Выбор смелых

В Екатеринбурге состоялся первый на сети выпуск женщин – помощников машиниста электровоза

В Екатеринбург-Сортировочном подразделении Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций (СУЦПК) 16 ноября состоялся первый на сети выпуск группы женщин, обучавшихся профессии помощник машиниста электровоза, помощник машиниста тепловоза. Соответствующие свидетельства в тот день вручили шести представительницам прекрасного пола.
Экзамены они сдавали в составе смешанной группы из десяти человек, вместе с коллегами-мужчинами. Для этих девушек всё было впервые, им даже пришлось осваивать дистанционный формат обучения. Но они смогли всё преодолеть, не побоялись трудностей, не сошли с дистанции. Практика была на тех плечах обслуживания, на которых им предстоит в дальнейшем работать.
В составе экзаменационной комиссии – кураторы группы и преподаватели СУЦПК, начальник центра Наталия Кумейко, председатель комиссии Денис Никифоров – опытный руководитель, который прошёл все этапы становления в профессии – от помощника машиниста до начальника Свердловской дирекции тяги.
Первой отвечала на вопросы экзаменационного билета Ирина Хамзина. Она из семьи железнодорожников, её дед был помощником машиниста, папа работал водителем в путевой машинной станции, тётя трудилась на Байкало-Амурской магистрали, а муж Дмитрий Петрович и сегодня в должности помощника машиниста в грузовом движении в эксплуатационном локомотивном депо Пермь-Сортировочная. Ирина вытянула билет № 13.
– Это моё счастливое число, я даже обрадовалась, – вспоминает она. – Мне нужно было рассказать о должностных обязанностях, особенностях охраны труда локомотивных бригад.
Ирина довольно быстро справилась с заданием, и когда в экзаменационной комиссии поинтересовались, кто готов отвечать, тут же вызвалась. Другие дамы, увидев, что коллега уверенно и точно отвечает на вопросы, тоже справились с первым волнением и одна за другой прошли проверку знаний.
– В моём билете требовалось описать сигналы, подаваемые входными и маршрутными светофорами, пояснить их назначение, – отмечает Карина Исакова. – Ответила, а затем доложила о порядке проследования запрещающего и погасшего проходного светофора. Было несколько уточняющих вопросов со стороны экзаменаторов – насколько хорошо понимаю то, о чём говорю. Я ответила на них и дальше по билету рассказала о назначении и устройстве тяговых электродвигателей ДТК-800К электровоза ЭП2К и электродвигателя постоянного тока типа ЭД-118А, предназначенного для привода колёсных пар тепловозов. Рассказала о причинах возникновения боксования, а также о последствиях, которые происходят в результате этого процесса, – повреждениях механического и электрического характера. Я благодарна всем нашим преподавателям из СУЦПК, и особенно Сергею Витальевичу Филенчику, Юрию Анатольевичу Черкашину, которые терпеливо, в самом непростом, дистанционном, формате смогли донести до нас суть самых сложных тем.
В составе группы, сдававшей экзамены, Юлия Неволина и Юлия Абатурова. Они обе из небольшого посёлка рядом со станцией Чайковская Пермского региона Свердловской железной дороги. Работали в местной фирме и, когда узнали о наборе девушек для обучения профессии помощник машиниста, решили испытать судьбу. Поначалу знакомые, друзья и родственники не могли поверить в такой смелый выбор и даже их отговаривали, но девушки никого не слушали и доказали свои серьёзные намерения, подав заявления. Юлия Абатурова на экзамене проявила смекалку и умение не растеряться в сложной, нестандартной ситуации. По билету ей необходимо было рассказать устройство и принцип работы контактора КТ-32. Она знала, что есть плакат с подробным обозначением этого устройства, но от волнения не нашла его в кабинете, где шёл экзамен, и, чтобы не терять времени, по памяти нарисовала на листке бумаги схематический чертёж устройства. А когда член экзаменационной комиссии принёс для Юли плакат из технического альбома, рисунок у неё был уже готов. Денис Никифоров оценил и находчивость будущего помощника машиниста, и точность, с какой Юлия изобразила детали сложного устройства.
В итоге вся группа – шесть девушек и четверо парней – сдали экзамены с оценками «хорошо» и «отлично». Тем самым они подтвердили, что успешно прошли обучение в объёме 880 часов профессии помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электровоза. Заветные документы им торжественно вручили заместитель начальника Свердловской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Романенко, начальник дирекции тяги Денис Никифоров. Они пожелали обладателям свидетельств успешно влиться в трудовые коллективы, адаптироваться в профессии и приносить пользу дороге.
– Мы присутствовали при историческом событии, – подчеркнул Дмитрий Романенко. – Комиссия под председательством начальника дирекции тяги отметила, что девушки в своих знаниях нисколько не уступают коллегам-мужчинам. В целом по уровню сдачи и по тому, как девушки основательно и чётко отвечали на все вопросы, видно, что они сознательно и ответственно подошли к экзамену, а значит, и подтвердили, что профессию выбрали осознанно и намерены трудиться наравне со всем коллективом.
Поскольку группа проходила обучение по направлениям от конкретных работодателей, то все представительницы прекрасного пола отправятся на предприятия, где им предстоит трудиться в пассажирском движении. Пять девушек уже на следующий день уехали в эксплуатационное локомотивное депо Пермь-Сортировочная, а екатеринбурженка Алёна Кузнецова направилась в эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-Пассажирский (ТЧЭ-6).
– По прибытии группы мы организовали для девушек торжественную встречу с начальником эксплуатационного локомотивного депо Пермь-Сортировочная Владимиром Коноваловым и председателем первичной профсоюзной организации Андреем Стекловым, – пояснила заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Елена Казакова. – Будет сделано всё, чтобы они, как только приступят к работе, максимально адаптировались в коллективе.
Как рассказал заместитель начальника ­эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Пассажирский по кадрам и социальным вопросам Антон Огородников, в декабре будет держать аналогичный экзамен очередная группа обучающихся профессии помощник машиниста электровоза. Большая часть женщин из следующей группы обучается по направлению от ТЧЭ-6 и будет трудоустроена именно там.
Сегодня в Свердловской дирекции тяги трудится свыше 11 тысяч работников, из них 581 (или 5%) – женщины.
С января следующего года впервые в коллективе дирекции тяги будут трудиться женщины в должности помощников машиниста в пассажирском движении. Девушки в составе первой, смешанной группы проходили производственную практику с 21 сентября по 25 октября и экзамен сдали 16 ноября – в Екатеринбург-Сортировочном подразделении СУЦПК. Вторая группа, в которой два слушателя-женщины, обучается с 15 июля в Пермском подразделении СУЦПК, производственная практика у курсантов началась 26 октября и продлится до 27 ноября. Экзамен запланирован на 11 декабря – в Пермском подразделении СУЦПК. Третья группа начала учиться 27 июля в Екатеринбург-Сортировочном подразделении СУЦПК – в её составе восемь женщин. Практику они проходят с 2 ноября по 4 декабря. Экзамен у них запланирован на 28 декабря.
В целом шестнадцать женщин с начала января 2021 года впервые приступят к выполнению обязанностей помощников машиниста в пассажирском движении. Девятерым из них предстоит работать в этой должности на участке обслуживания Пермь-2 – Екатеринбург, семь женщин будут трудиться на участках Екатеринбург – Дружинино и Екатеринбург – Тюмень.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30