03 декабря 2020 06:19

03 декабря 2020 06:19

фото: Елена Тоскина

Путь с историей

Создание особой экономической зоны в регионе даёт новый импульс развитию одного из старейших участков Свердловской магистрали

С начала эксплуатации участка Сан-Донато – Нижняя Салда 20 ноября исполняется 110 лет. Праздничная дата связана с интенсификацией перевозок грузов для строящейся железнодорожной ветки от Нижней Салды до Алапаевска.
Отправная станция – Сан-Донато – находится в черте города Нижний Тагил. Своё название получила при открытии в 1878 году Уральской горнозаводской железной дороги. Позднее по указанию горнозаводчиков Демидовых была построена Салдинская железная дорога из Сан-Донато до посёлка Верхняя Салда, а затем она продолжена и до посёлка Нижняя Салда (рядом с обеими станциями тогда располагались крупные демидовские заводы). Многие факты из того времени известны благодаря редким сохранившимся документальным источникам. В частности, исследования по истории развития железнодорожного сообщения в регионе проводит известный тагильский краевед Андрей Пичугин. Он пояснил, что по дороге шло сырьё (чугун) для заводов, а обратно в Нижний Тагил вывозилась готовая продукция. В 1906 году Салдинскую дорогу подготовили к передаче в правительственную казну, что и было сделано в марте 1908 года. Намечалась перспектива продолжения ветки до станции Алапаевск. В 1910 году с постройки станции Нижняя Салда началось строительство ветки до Алапаевска, что и стало отправной точкой интенсивной эксплуатации участка Сан-Донато, по которому везли строительные материалы. В 1911 году построили железнодорожный мост через реку Салду. Он был возведён из дерева, как и сама станция, и оба сооружения сгорели в Гражданскую войну. Оба объекта в эпоху социалистического строительства были восстановлены, а в 1928 году через реку построили капитальный металлический мост на каменном и железобетонном основании, с пропуском под ним Медведевской дороги. Эксплуатирующийся сейчас на перегоне металлический железнодорожный мост был установлен только в начале 2000 года – взамен старого, на заклёпках, простоявшего несколько десятилетий.
За свою 110-летнюю историю станция Нижняя Салда несколько раз реконструировалась. В настоящее время она имеет пять приёмоотправочных путей, 16 стрелок обслуживаются дежурными стрелочного поста. По железнодорожной ветке Сан-Донато – Алапаевск сегодня ходят редкие электрички, гораздо чаще – грузовые поезда. Интенсивность грузопотока невелика, основной тип грузов – строительные материалы. В чётной горловине станции есть железнодорожный переезд, через который проходит дорога в сторону посёлка Басьяновский. В октябре 2013 года переезд модернизировали, установили УЗП, заменили шлагбаумы, щиток управления и шкафы с аппаратурой.
Как рассказал заместитель главного инженера СвЖД Сергей Лощинин, перспектива развития исторического участка связана с увеличением интенсивности движения поездов назначением на дороги восточного полигона: по маршруту Смычка – Алапаевск – Егоршино – Богданович с дальнейшим выходом на Транссиб.
– С этой целью принята программа усиления верхнего строения пути с переводом на железобетонное основание, – отметил Сергей Витальевич. – На 2021 год планируется заменить рельсошпальную решётку на перегоне Ясашная – Алапаевск.
На станции Ясашная в 2020 году выполнены работы по присоединению пути необщего пользования, принадлежащего компании, использующей горнодобывающие технологии. Компания занимается разработкой щебёночного карьера с разведанными запасами свыше 50 млн тонн.
– Рост погрузки на участке Смычка – Алапаевск даст толчок к дальнейшему развитию железнодорожной инфраструктуры, созданию новых рабочих мест и улучшению социального климата в прилегающих населённых пунктах, – подчеркнул Сергей Витальевич.
В рамках развития особой экономической зоны «Титановая долина» предполагается реконструировать станцию Верхняя Салда. Предусматривается укладка двух дополнительных путей на станции, присоединение пути необщего пользования, укладка дополнительных стрелочных переводов, реконструкция устройств СЦБ и электроснабжения. Проект направлен на обеспечение потребностей резидентов особой экономической зоны в доставке и отправке грузов и оборудования.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31