30 ноября 2020 23:17

30 ноября 2020 23:17

фото: Никита Песоцкий

Готовность инноваций

Свердловская магистраль оказывает необходимую поддержку перспективным проектам для их реализации на производстве в различных дирекциях и хозяйствах

В середине октября на Свердловской железной дороге прошло совещание с участием руководителей инженерного блока магистрали, на котором рассматривалась реализация инновационных проектов, предложенных организациями, сотрудничающими с ОАО «РЖД», в формате стартапа. Наша беседа с заместителем начальника отдела перспективного развития и новой техники службы технической политики – руководителем региональной инновационной площадки СвЖД Дмитрием Червяковым о том, какие разработки заинтересовали железнодорожников и получают соответствующую поддержку.
– Дмитрий Игоревич, о каких проектах шла речь и чем они интересны для дороги?
– Рассматривались десять инновационных проектов, по которым принято решение об их запуске в опытную эксплуатацию на предприятиях СвЖД. Их целесообразность и перспектива не вызывают сомнений, ранее они прошли все необходимые процедуры экспертной оценки, допущены к полевым испытаниям, и дорога оказывает авторам необходимую поддержку. Эти проекты касаются самых разных направлений работы предприятий железной дороги и используют самые разные решения. В частности, в одной из разработок предлагается автоматизация процессов заправки водой вагонов, в других – прогрев стрелок, закрепление подвижного состава на станционных путях. Конструкторы и учёные решают задачи контроля нахождения персонала на железнодорожных путях и предупреждения наезда подвижного состава, локальной компенсации реактивной энергии и повышения надёжности электросистемы котельной. Все разработки будут востребованы на большем количестве объектов Свердловской железной дороги. На прошедшем совещании рассматривалось, чем дорога может помочь авторам, чтобы они довели свои проекты до серийного образца.
– Насколько трудоёмка доводка проекта до серийного образца и в чём она заключается?
– Между теоретическими изысканиями и запуском конечного продукта, технологии в серийное производство проводится серия испытаний, во время которых в исходный проект вносятся корректировки. В частности, разработчики – партнёры СвЖД продолжают отладку автоматической системы заправки вагонов водой. На полевых испытаниях опытным путём они добились срабатывания отключения воды за счёт перепада давления при наполнении бака вагона водой. Решили также задачу уборки шланга при окончании заправки без участия человека. На испытаниях выяснилось, что необходима очистка воды. Она позволит сохранить оборудование колонок и вагонов в хорошем состоянии длительно и без дополнительного технического обслуживания. Нашли предприятие, занимающееся разработкой систем очистки воды. Сформулировали для него техническое задание, в котором было такое условие: устройства должны помещаться в колонки. В процессе также понадобился насос с определёнными параметрами. Его доставка потребовала немало времени, поэтому авторам проекта пришлось навёрстывать отставание от календарного графика.
В другом проекте реализуется инновационный подход к системе лубрикации реборд колёсных пар подвижного состава смазками. Разработчики предложили новую конструкцию подачи для гребнесмазывания и оригинальный состав смазывающих элементов. Создана и подготовлена к испытаниям концептуальная модель рельсосмазывателей. Завершена совместная работа с Южно-Уральским государственным университетом по разработке инновационного смазывающего состава для применения его на магистральных локомотивах. Твёрдые смазывающие элементы (ТЭС) в настоящее время тестируются на маневровых тепловозах. В ноябре планируются испытания на магистральных локомотивах. Осуществлён первичный монтаж устройства подачи смазывающих элементов на подрессоренную раму локомотива серии 2ТЭ116. Принцип работы устройства – так называемая следящая система. Опытным путём установлено, что ленточный податчик эффективен только при контакте колеса и рельса в кривой пути. Поэтому авторы проекта предложили рельсосмазыватель брусочного типа, который может защитить и стрелку, и кривую часть пути. Определён компонентный состав твердопластичной смазки для заправки. В настоящее время завершено прототипирование модели рельсосмазывателя брусочного типа. Начало опытных испытаний запланировано в ноябре и декабре. Этот проект и проведение дальнейшей опытной эксплуатации системы лубрикации находится на контроле дорожного конструкторско-технологического бюро, Свердловской дирекции тяги, службы пути Свердловской дирекции инфраструктуры. Совместно со специалистами региональной инновационной площадки готовится дорожная карта и программа-методика испытаний на опытные образцы.
– Какие ещё проекты находятся в стадии готовности или, возможно, уже реализации?
– К примеру, опытный образец ультразвукового ЭМА-дефектоскопа для выявления дефектов верхнего строения пути в завершающей стадии изготовления. Параллельно на нём в лабораторных условиях проводятся испытания по обнаружению дефектов верхнего строения пути, выявляются дефекты по всей площади рельса. На 2021 год запланирована опытная эксплуатация образца для выявления дефектов верхнего строения пути в реальных условиях работы.
Большой интерес вызывает и оборудование системы автоматического подогрева стрелок. Оно установлено для испытаний на железнодорожной станции Исеть. Опытным путём выявлены проблемы, которые оперативно решаются. В частности, из-за особенностей рельефа и резких изменений погоды устройство не в полной мере передавало показания на пульт. Для решения вопросов изготовлен модуль фиксации, который ведёт «логирование» температурного режима, режима работы подогрева стрелочных переводов. Также сделан модуль для установки на пульт диспетчера котельного устройства. После ряда модернизаций оборудование смонтировано на пилотном участке и готовится к испытаниям, которые будут контролировать специалисты службы автоматики и телемеханики Свердловской дирекции инфраструктуры.
– Вы упомянули о проектах, которые связаны с повышением безопасности работающего на путях персонала. Как они реализуются?
– Один из них – это система контроля нахождения персонала на железнодорожных путях и предупреждения наезда подвижного состава. Специалисты из научно-исследовательской организации предложили оригинальное устройство для позиционирования персонала на месте проведения работ. На лабораторных испытаниях выявили, что оптимальным решением для определения факта приближения поезда может быть использование системы оптического микрофона. Он состоит из оптоволоконного материала, который крепится к рельсу на участке, где проводятся работы. В настоящее время авторы проекта определяются с партнёром, который сможет поставлять оптоволоконный материал. Затем будет спланирована серия мероприятий для опытной эксплуатации.
Авторы другого проекта предложили систему учёта закрепления подвижного состава на железнодорожных путях. Её принцип основывается на применении планшета и установке пассивных меток для контроля и учёта тормозных башмаков. Проведены испытания на станции Гипсовая, по их результатам система дорабатывается. В перспективе составителю не понадобится планшет, так как будет применена технология активных меток. Она позволит с хорошей точностью позиционировать тормозные башмаки и определять правильность их установки. Сейчас готовится техническое задание для проведения испытаний на сортировочных станциях. Вместе со специалистами Свердловской дирекции управления движением и железнодорожной станции Екатеринбург-Сортировочный ведётся совершенствование системы контроля местоположения для колесосбрасывающих башмаков и системы видеоаналитики на текущей системе видеонаблюдения. Эта система позволит контролировать нахождение человека между вагонами при расцеплении состава в зоне роспуска вагонов, наличие или отсутствие сигнального жилета у работника станции. Этим и другим проектам, рассмотренным на совещании, будет оказана необходимая помощь и поддержка со стороны соответствующих дирекций и служб, а также региональной инновационной площадки СвЖД.
Беседовал Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30