24 ноября 2020 20:28

24 ноября 2020 20:28

фото: Никита Песоцкий

Стратегия роста перевозок

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года предусматривает увеличение весовых норм грузовых поездов в качестве одного из приоритетных направлений в освоении возрастающих объёмов перевозок грузов и повышении эффективности работы железной дороги.
Денис Минилбаев, начальник сектора организации работы локомотив и локомотивных бригад службы движения Свердловской дирекции управления движением:

– Развитие технологии формирования и пропуска поездов повышенной массы и длины отвечает требованиям времени и позволяет существенно повышать провозную способность Свердловской железной дороги, и в первую очередь на наиболее загруженных участках на главном ходу Транссиба. Этим вопросом коллектив дороги занимается достаточно давно. Накоплен определённый опыт работы с тяжеловесными составами. Ещё в 2001 году было организовано вождение поездов весом 9000 тонн. Определён полигон, где применение такой технологии наиболее эффективно: Входная – Каменск-Уральский – Дружинино; Курган – Каменск-Уральский – Малорефтинская (с формированием на станции Курган). В общей сложности на первом этапе было проведено свыше 20 таких поездов. В ходе эксплуатации выявился круг вопросов, специфичных для тяжеловесного вождения. В частности, возникла необходимость работы над инфраструктурными ограничениями (по состоянию пути) на направлении Входная – Каменск-Уральский – Дружинино. К 2003 году накопились вопросы по организации тяжеловесных маршрутов и на других дорогах. Решение проблем потребовало времени, и внедрение новой технологии было приостановлено. Через несколько лет её реализация возобновилась. Так, в 2019 году на Свердловской магистрали было проведено уже 7,55 тыс. тяжеловесных поездов, что больше на 18,3%, чем годом ранее. При этом количество транзитных составов выросло к 2018 году на 19%. Опыт показал перспективу применения такой технологии на участке Называевская – Чепца.
В январе 2020 года на Свердловской магистрали проведены 550 поездов массой 8 тыс. и 9 тыс. тонн. В среднем каждые сутки пропускалось транзитом 13,7 «восьмитысячника» и 4 «девятитысячника». Кроме такой технологии стала развиваться и другая – вождение соединённых поездов. Это также позволило эффективно сокращать эксплуатационные издержки на локальных участках полигона Свердловской железной дороги. При такой технологии два поезда объединяются общей тормозной магистралью, и, соответственно, меняется и «идеология» управления составом. При этом его общий вес достигает 12,6 тыс. тонн. Так, за десять месяцев 2020 года проведены 309 соединённых поездов, что на 53% выше уровня аналогичного периода прошлого года. В 2019 году их было 202. Средний вес соединённого поезда превысил 9,7 тыс. тонн.
Реализация указанных передовых технологий в полной мере возможна лишь при снятии инфраструктурных ограничений. Для обслуживания тяжеловесных и длинносоставных поездов на Транссибе проводится соответствующая работа. В этом году в Тюменском регионе Свердловской магистрали завершена реконструкция станции Войновка, и сейчас её приёмоотправочные пути готовы принимать длинные составы без задержек на их передислокацию на путях. Новые мощности сделали возможным приём, формирование и отправление тяжеловесных поездов до ста вагонов включительно. Это необходимо для более быстрого обслуживания транзитных поездов, следующих по Транссибу.
Совместно с дирекцией тяги решаются вопросы по организации пропуска тяжеловесных поездов, обеспечивающих передовой формат перевозок. В частности, на участке Екатеринбург (Седельниково) – Балезино такие поезда успешно водят трёхсекционные 3ЭС10 «Гранит». Благодаря использованию мощных электровозов 3ЭС10 «Гранит» тяжеловесным составам уже не требуется переформирование в пути следования. Отпадает необходимость отцеплять группы вагонов для уменьшения веса поезда. Соответственно, ускоряется продвижение вагонопотоков, снижается нагрузка на мощности сортировочных станций, сокращаются эксплуатационные расходы, повышается эффективность работы тягового подвижного состава и локомотивных бригад.
За десять месяцев 2020 года по Свердловской магистрали проведено более 6,8 тыс. поездов весом восемь и девять тысяч тонн. В среднем пропускались около 22 поездов в сутки. Это на 11% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом количество «восьмитысячников» собственного формирования в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в два раза. Также более чем в два раза увеличилось количество транзитных поездов весом девять тысяч тонн. За десять месяцев проведено уже 1,5 тыс. поездов. Работа в этом направлении продолжается.
Для последующего развития технологии вождения тяжеловесных поездов на Свердловской железной дороге реализуются задачи, связанные с техническим дооснащением. Осуществляется реконструкция сортировочных станций, удлиняются станционные пути, производится усиление систем электроснабжения. Обновляется тяговый подвижной состав, и соответственно повышается качество подготовки локомотива и локомотивных бригад, участвующих в реализации передовой технологии.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30