05 декабря 2020 02:02

05 декабря 2020 02:02

фото: Никита Песоцкий

Могучая фабрика поездов

Станция Екатеринбург-Сортировочный (на фото) начала работать 7 ноября 1930 года. На сегодняшний день она является одной из крупнейших в Европе.
– Строительство нашего предприятия было определено планами первой пятилетки 1928–1932 годов, – рассказывает хранитель и экскурсовод музея трудовой славы станции, обладатель медалей ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, почётный железнодорожник с 36-летним отраслевым стажем Владимир Шувалов. – Досрочно объект был введён в эксплуатацию, и 7 ноября 1930-го со станции отправились первые поезда.
По словам ветерана, стрелки в те времена переводились вручную, сигналы подавались рожком-дудкой. На надвиге и под горкой работали небольшие паровозы – «компашки». Первооткрывателями сортировочной были начальник Александр Маркович Воробьёв, стрелочники Бобыкина, Пасынкова, диспетчеры Вашляев, Логинов, дежурные по станции братья Палкины и многие другие.
В 1930-м началось строительство локомотивного депо, а 6 ноября 1933-го создано вагонное депо станции, в 1936-м – механизирована горка и 18 стрелок оборудованы электрической централизацией. К концу 30-х годов производительность труда в коллективе выросла на 40%. В 1940-м вошла в строй вторая чётная горка.
Во время Великой Отечественной войны работники станции образцово выполняли задания, не считаясь со временем, не замечая усталости. Огромная благодарность и признательность за это женщинам-железнодорожникам, принявшим на свои плечи мужской труд.
В 50-е годы на предприятии проводилась реконструкция нечётной системы. К 1957-му станция превзошла уровень 1950-го по производительности труда на 39%, по отправлению поездов – на 64%, по вагонообороту – на 81%.
В последующие два десятилетия паровозы заменили тепловозами, запустили маршрутно-релейную централизацию. Производительность нечётной горки поднялась ещё на 3000 вагонов в сутки. В 1966-м был введён в эксплуатацию второй горочный пост, который позволил совершать параллельный роспуск поездов. Это стало новшеством в железнодорожной практике. Смены маневровых диспетчеров Кулашко, Купчикова, Мордвинова постоянно превышали задания, поэтому годовой план весь коллектив выполнил на месяц раньше срока. Всего за девятую пятилетку сверх государственного плана было сформировано около 2 млн вагонов.
В 80-е годы сортировочная трудилась на пределе своих возможностей, демонстрируя рекордные показатели. Пиковым стал 1987-й, когда предприятие в среднем за сутки перерабатывало свыше 13 000 вагонов.
В 2010-м наименование станции было приведено в соответствие с названием города.
– Золотой фонд нашего коллектива – это ветераны, преодолевшие трудности первых пятилеток и военных лет, – продолжает Владимир Николаевич. – Среди них Герой Социалистического Труда Василий Фёдорович Ручкин, первый почётный железнодорожник СвЖД Трофим Михайлович Хамов и многие другие. Сейчас молодые специалисты, перенимая опыт старших товарищей, также успешно выполняют поставленные задачи. К этому обязывает звание станции – одной из крупнейших в Европе. На месте разъезда вырос отраслевой гигант, гордость железнодорожников Среднего Урала, могучая фабрика поездов – Екатеринбург-Сортировочный!
Геннадий Горда
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31