05 декабря 2020 12:23

05 декабря 2020 12:23

Эксперимент с позитивным эффектом

В этом году исполнилось пять лет с начала введения на Свердловской магистрали оригинальной системы текущего премирования работников локомотивных бригад грузового движения. В 2015 году по инициативе машинистов эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Сортировочный, поддержанной руководством ОАО «РЖД», была разработана отличная от других дирекций система поощрения за высокопроизводительный труд. Для внедрения пилотного эксперимента в качестве опытного полигона выбрали Свердловскую дирекцию тяги. Подробности рассказывает начальник службы управления трудовыми ресурсами и оргструктурой СвЖД Михаил Сазонов.
– Михаил Артемьевич, как начинался эксперимент и какие результаты были достигнуты в первое время?
– Главная идея этого «пилота» в том, что вместо пяти показателей во втором и третьем уровнях устанавливается дифференцированный размер премии, зависящий от выполнения задания по продолжительности затрат времени на поездку. Норматив времени определяется на каждый участок обслуживания, исходя из средних фактических затрат на поездку соответствующего квартала предшествующего года. Базовый размер текущей премии формируется на предстоящий год из расчёта фактически выплаченной премии и с учётом выполнения показателей по результатам работы предыдущего года. Основным преимуществом проекта является простота его восприятия локомотивными бригадами В первые же два года действия нового положения по премированию удалось добиться отличных результатов. Участковая скорость на полигоне дороги выросла с 31,6 км/ч в 2014 году до 35,9 км/ч в 2016 году. Снизился оборот локомотивной бригады. Сократились затраты времени на поездку в грузовом движении. В 2014 году они достигали 17,53 часа, в 2015 году – 16,66 часа, а в 2016 году – уже 15,92 часа. Объём сверхурочных часов по дирекции снизился примерно в три раза – при росте объёма выполненных работ и небольшом снижении среднесписочной численности. При этом доля премии в структуре зарплаты возросла с 15,5% до 25,6%. У локомотивных бригад повысилась заинтересованность ехать быстрее.
– Какое развитие может получить новая система премирования для дальнейшего улучшения перевозочного процесса на дороге?
– Эту систему применяем с марта 2015 года, и о её эффективности говорят следующие цифры. Участковая скорость к 2014 году увеличена на 8,2 км/час, или на 25,9%; техническая скорость – на 4,6 км/час, или 11,1%; затраты на поездку снижены на 1,52 часа, или 8,7%. Всё это положительно сказалось на зарплате работников локомотивных бригад грузового движения. Размер премии вырос на 16,6 процентных пункта – более чем в два раза. В текущем году, который проходит под знаком борьбы во всём мире с вирусной пандемией, и с вводимыми ограничениями практически во всех сферах коммерческой деятельности на дороге удалось обеспечить прирост объема работы в грузовом движении к уровню 2019 года на 0,8%. Производительность труда за этот период выросла на 2,2%. Отметим, что эффективность перевозки грузов зависит не только от труда локомотивных бригад. С целью синхронизации показателей премирования участников перевозочного процесса, влияющих на эффективное использование рабочего времени локомотивных бригад, на дороге проведена определённая работа. Так, с 1 июля 2019 года действует Положение о поощрении машинистов-инструкторов локомотивных бригад на основании квартального рейтинга. Работа машинистов-инструкторов оценивается по двум показателям: выполнение машинистами электровоза (тепловоза) грузового движения вверенной им колонны задания по продолжительности затрат времени на поездку и удельных норм расхода электроэнергии (дизельного топлива) на тягу поездов. Итоги подводятся по каждому депо. Машинистам-инструкторам, занявшим первое, второе и третье места в рейтинговой таблице, выплачивается поощрение в размере соответственно 30 тыс. руб., 20 тыс. руб. и 10 тыс. руб. Премия выплачивается из средств лимита начальника железной дороги. За время действия Положения выплачено 2,4 млн руб., поощрён 71 машинист-инструктор локомотивных бригад. Из этого числа несколько работников становились призёрами: два – ежеквартально, 13 – трижды и 17 – дважды. О положительном мотивационном эффекте положения свидетельствует стремление машинистов-инструкторов к такой работе, чтобы увеличивалась доля машинистов с нахождением в так называемой «зелёной зоне», то есть выполнивших оба показателя. Таким образом поощряется стремление руководителей локомотивного блока на примере лучших практик обучать машинистов из «красной зоны» – для уменьшения её размеров.
– Какие ещё на дороге действуют или разрабатываются инструменты материальной заинтересованности участников перевозочного процесса?
– Проведены определённые мероприятия по совершенствованию оценки деятельности узловых рабочих групп (УРГ) на сортировочных, участковых, грузовых станциях железной дороги. С 1 января 2020 года для них введён показатель «Снижение накладного времени локомотивных бригад к аналогичному периоду прошлого года». За выполнение данного показателя начисляется 15 баллов, что составляет 12% в общей оценке эффективности работы УРГ. Для повышения заинтересованности поездных диспетчеров в снижении времени в чистом движении и времени стоянок на промежуточных станциях с 1 ноября этого года на трёх диспетчерских участках – Верещагинском, Кунгурском, Кузинском – установлен показатель текущего премирования «Выполнение перегонного времени хода грузовых поездов по расписанию». Размер премии за данный показатель составляет 1,3% за смену. Отмечу, что премия является самым гибким элементом заработной платы, показатели премирования могут меняться в зависимости от поставленных структурному подразделению задач. Цель на 2020 год – добиться снижения затрат времени на поездку в грузовом движении к уровню 2019 года не менее чем на 0,7 часа.
Беседовал Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31