30 ноября 2020 21:07

30 ноября 2020 21:07

фото: из личного архива

От потомков – с благодарностью

Жизненный путь пройден с честью и достоинством, уважением окружающих людей

В редакционную почту на днях пришло письмо от председателя совета ветеранов Серовского отделения Нижнетагильского узла Любови Ковязиной. В нём – просьба рассказать о замечательном человеке – Герое Социалистического Труда, почётном железнодорожнике, почётном гражданине города Серова Иване Михайловиче Кротове, столетний юбилей которого отмечался 20 августа этого года.
Предыстория этого письма заслуживает отдельного упоминания. За несколько месяцев до юбилея дочь Ивана Михайловича, бывший инженер техотдела вагонного депо Серов-Сортировочный Ольга Мальцева обратилась в городскую администрацию с вопросом о возможности разместить в памятный год мемориальную доску на доме № 1 по улице Площадь Металлургов. Там до самого своего ухода из жизни в 1998 году проживал Герой Соцтруда. Однако оказалось, что из-за пандемии коронавируса её вопрос не может решиться положительно и тем более быстро.
Много лет назад память движенца была увековечена скромной табличкой на старом здании бывшего Серовского (Надеждинского) отделения Свердловской железной дороги на улице Парковой, в котором трудился Иван Кротов. И где познакомился со своей будущей супругой Людмилой Алексеевной, которая там же работала в научно-технической библиотеке. Коллеги посоветовали Ольге Ивановне в столетний юбилей почтить память отца рассказом о нём в прессе. Что она и сделала. Написала скромную заметку, отправила её в местную газету и в совет ветеранов предприятия, в котором трудилась до выхода на заслуженный отдых. В тексте содержалась только мизерная часть информации о том огромном труде и заслугах, которыми может гордиться не только династия Кротовых.
– День рождения папы 20 августа мы отметили в семейном кругу, – рассказала Ольга Ивановна. – Пили чай, вспоминали, каким он человеком был, как много сделал для дороги и города. У папы с мамой нас пятеро, и все, кроме старшего сына, выбрали железнодорожную профессию. Папа был движенец, но только младший сын Алексей пошёл по его стопам, а другие устроились на работу в вагонное и локомотивное хозяйство. Две его внучки, мои дочери, сегодня работают в вагоноремонтной компании: Анна – специалист по управлению персоналом, Елена – инженер в техотделе. Конечно, всего о папе не расскажешь – он прожил такую огромную и интересную жизнь!
В 1937 году, после окончания средней школы, Иван устроился списчиком вагонов на станции Верхотурье. Сразу включился в стахановское движение. За девять месяцев освоил смежные профессии – технического конторщика и оператора. Начальство разглядело его потенциал и направило в Нижний Тагил на курсы дежурных по станции. В 1938 году он уже был дежурным по станции Верхотурье. Парня с активной жизненной позицией коллектив выдвинул на пост секретаря комсомольской организации. Первую же его инициативу – создать единую комсомольско-молодёжную смену – поддержало руководство. Смена Ивана Кротова стала одной из передовых на дороге, не раз награждалась грамотами и ценными подарками Надеждинского отделения дороги, СвЖД и Наркомата путей сообщения СССР.
В 1942 году ушёл на фронт, но из-за нехватки высококвалифицированных специалистов его, как и некоторых других железнодорожников, по постановлению Госкомитета обороны СССР отозвали в тыл. После учёбы в Свердловске направили в Серов, на должность поездного диспетчера Надеждинского отделения дороги. Его добросовестный труд неоднократно поощрялся грамотами, ценными подарками и денежными премиями. В 1948 году его как одного из наиболее опытных и грамотных специалистов назначили на должность дежурного по Надеждинскому (Серовскому) отделению Свердловской магистрали.
Эта должность была одной из ключевых в области грузоперевозок. Промышленное освоение севера Свердловской области в послевоенное время шло быстрыми темпами. Росли объёмы производства, и предприятиям требовалась быстрая подача вагонов к фронтам погрузки. Иван Михайлович разработал систему интенсификации среднесуточного оборота порожних вагонов. Это был целый комплекс технологических мероприятий, направленных на максимально эффективное использование вагонов и локомотивов. Увеличивались тяговые плечи, среднесуточный пробег локомотивов. Уже не было необходимости в предусмотренной прежним регламентом промежуточной остановке для замены локомотивов и бригад. Он ввёл дифференциацию порожних составов по весу и времени хода, что сделало возможным оптимизировать график движения. За счёт рациональной организации формирования и вождения тяжеловесных поездов значительно увеличилась провозная способность отделения. Было ещё много технологических прорывов, которые кардинально улучшили работу. В результате внедрения предложенных Иваном Кротовым мероприятий погрузка по отделению возросла на 100 вагонов ежесуточно. На одних и тех же вагонах производились по две-три грузовые операции в сутки. Среднесуточный пробег локомотивов увеличился с 458 до 545 км. А в смены Ивана Кротова этот показатель достигал 630 км.
Немало материалов о Герое Соцтруда собрал местный краевед, ветеран труда Лев Макаров, постоянно сотрудничающий с технической библиотекой СвЖД в Серове. Лев Николаевич рассказал, что длительные простои электровозов по Верхотурью сокращали пробег локомотивов до 274 км в сутки. Бригады предложили работать без отдыха по Верхотурью и даже без отцепки по станции Серов-Сортировочный, организовав кольцевую езду. Первыми такой пропуск составов осуществили диспетчеры смены дежурного по отделению Ивана Кротова. Такой новаторский прорыв был проанализирован и обобщён в публикации инженера-железнодорожника Пивштейна «Полнее использовать резервы производства (из опыта работы И. М. Кротова)», которая стала методическим руководством для внедрения аналогичных мероприятий на других отделениях дороги. В августе 1959 года за выдающиеся успехи в развитии железнодорожного транспорта Ивану Кротову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Он неоднократно избирался депутатом Серовского городского Совета депутатов трудящихся, членом Серовского горкома КПСС, был заседателем народного суда, членом пленума райкома профсоюза работников железнодорожного транспорта. Награждён многими медалями, в том числе «За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны в 1941–1945 гг.», значками «Отличный движенец», «Ударник коммунистического труда». В 1980 году ему присвоено звание «Почётный гражданин города» за особые заслуги в строительстве и развитии города, большую общественную работу.
– Отец был очень волевым и целеустремлённым человеком, – рассказывает Ольга Мальцева. – После присвоения ему звания Героя Социалистического Труда он, не снижая темпа, работал до 1980 года. К выходу на пенсию в его трудовой книжке насчитывалось свыше ста записей о различных поощрениях. Он много общался с молодёжью, передавал свой опыт и знания молодому поколению. У него десять внуков, которые гордятся пройденным трудовым путём своего деда.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30