28 ноября 2020 14:50

28 ноября 2020 14:50

фото: Никита Песоцкий

Время первых

Будущие работники магистрали познакомились с её историей и подвижным составом, на котором им предстоит трудиться

На Свердловской железной дороге 8 октября прошли адаптационные мероприятия для женщин, обучающихся профессии помощника машиниста электропоезда. Будущие работники моторвагонного комплекса побывали на экскурсиях, встретились с руководителями магистрали.
В столице Среднего Урала этой профессии обучается самая многочисленная группа на сети – 19 человек: представительницы Новосибирска, Уфы, Вологды, Ярославля, Омска, Новокузнецка, Барабинска, Челябинска, Перми, Екатеринбурга и Нижнего Тагила. В Свердловском учебном центре профессиональных квалификаций они приступили к учёбе 13 июля – в дистанционном формате. С 16 сентября перешли на очный формат, и вот теперь для них состоялся адаптационный этап подготовки, после которого они ещё на шаг стали ближе к заветной профессии.
Для девушек были организованы экскурсии на завод «Уральские локомотивы», они побывали в Диспетчерском центре управления перевозками, Центре управления тяговыми ресурсами на северо-западном полигоне. Много нового узнали о становлении магистрали в Музее истории, науки и техники на СвЖД. Во время встречи с руководством дороги и своими прямыми работодателями – представителями Свердловской дирекции моторвагонного подвижного состава (ДМВ) получили исчерпывающие ответы по молодёжной политике на дороге. Важнейшим для понимания, что ожидает, когда они получат права и переступят порог депо, оказалось посещение, возможно, будущего места работы – моторвагонного депо Свердловск. Здесь для них провёл практические занятия преподаватель Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций Юрий Букин.
– Группа подготовки помощников машиниста электропоезда смешанная, в ней обучаются 19 девушек и 10 парней, – подчеркнул Юрий Юрьевич. – Наше предприятие-заказчик – моторвагонное депо Свердловск и его руководитель Олег Приказчиков предоставили для проведения первого занятия действующий электропоезд ЭД4М.
Как отметил Юрий Букин, во время первого практического занятия обучающиеся знакомились с расположением оборудования на вагонах электропоезда, узнавали о принципе формирования электропоезда из моторных и немоторных вагонов.
Своим впечатлением от практических занятий делится курсант Юлия Бугай – читатели «Уральской магистрали» уже знакомы с ней по первым публикациям о женских группах обучения этой профессии.
– В первую очередь нам предстояло запомнить, какое оборудование располагается на каждом из вагонов, как обозначается его функциональное значение, – отметила Юлия. – На финальном этапе мы уже самостоятельно находили и докладывали нашему преподавателю назначение оборудования: пантографа и пусковых сопротивлений – на крыше электропоезда, низковольтных шкафов – внутривагонного оборудования, объясняли назначение тягового электродвигателя, компрессора. Нам пришлось много перемещаться по вагону, и я поняла, что нам потребуется специальная форма, в которой было бы удобно работать. Пока нам её ещё не сшили, но рассказывали, что будет два вида одежды: брючные костюмы для повседневной работы и пиджаки с юбками – для торжественных мероприятий. Ждём, когда можно будет это примерить.
Запомнились обучающимся и другие мероприятия.
Так, Наталью Куликову из Нижнего Тагила впечатлил завод, где производят «Ласточки». К технике она давно небезразлична: по образованию инженер-технолог машиностроения. В 2002 году окончила Нижнетагильский технологический институт – филиал Уральского федерального университета. По профессии работать не довелось, некоторое время трудилась в торговле, организовала свой бизнес. Но уверенности в завтрашнем дне такие занятия не сулили. Однажды увидела объявление о наборе на курсы помощников машиниста – женщин. Подумала, что работа на железной дороге будет гарантировать стабильность, зарплату, и решила попробовать. Прошла строгий профотбор – и вот она в команде самого первого набора ДМВ.
– Наибольшее впечатление на меня произвёл завод, где создают «Ласточки», – говорит Наталья. – Конечно, мне доводилось ездить на этом современном подвижном составе в качестве пассажира. Но даже не догадывалась, в каких условиях производится эта передовая техника, способная развивать скорость до 160 км/ч. Впечатлили светлые и чистые цеха, роботизация процесса сварки рам тележек. Современное предприятие, видно, что здесь трудятся грамотные специалисты, умные инженеры. Они стремятся совершенствовать технологию, внедряется новое оборудование. Сварка алюминиевых профилей идёт с помощью автоматов, металлообработка большинства конструкций производится на станках с программным управлением. Точность конструкций рам тележек после сварки и механической обработки оценивается специальным комплексом до долей миллиметра. Горжусь, что именно у нас на Урале выпускают «Ласточку» и что самый первый её маршрут в Свердловской области Екатеринбург – Нижний Тагил. Для нас это большая честь – управлять таким совершенным подвижным составом.
Викторию Елецкую из Новокузнецка больше всего заинтересовал Диспетчерский центр управления перевозками (ДЦУП). Виктория из железнодорожной династии. Её прадед работал на дороге, дед водил поезда, папа Юрий Астафьев более 35 лет отдал работе на железной дороге, водил пассажирские поезда. До ухода на пенсию трудился машинистом-инструктором в родном эксплуатационном локомотивном депо Новокузнецк. Мама Людмила Борисовна и сейчас работает инженером по нормированию, ранее возглавляла отдел. На железной дороге трудятся дядя и двоюродный брат Виктории. Некоторое время девушка работала в сфере туризма, у неё было собственное агентство, но потом гены взяли своё. Если всё сложится хорошо, она будет первая в своей династии женщина – помощник машиниста электропоезда. И первая в моторовагонном депо Новокузнецк с правами помощника машиниста.
– Во время адаптационного дня на меня большое впечатление произвёл ДЦУП, – отметила девушка. – Можно было увидеть весь масштаб полигона дороги, оценить все элементы технологии управления перевозочным процессом. Сидя за экраном монитора, оператор может отслеживать поездную ситуацию в режиме реального времени на всей Свердловской магистрали – это почти семь тысяч километров пути. По ним каждые сутки пропускаются более 100 пассажирских, 390 пригородных и более 900 грузовых поездов. Удивилась тому, насколько уверенно диспетчеры контролируют и управляют таким огромным потоком информации.
Осталось не так много времени до того момента, когда нынешние курсанты получат заветные удостоверения на право быть помощниками машиниста.
– С 1 января следующего года те, кто сейчас проходит обучение, при условии сдачи всех экзаменов смогут приступить к выполнению обязанностей помощника машиниста электропоезда, – почеркнула заместитель начальника Свердловской дирекции моторвагонного подвижного состава по кадрам и социальным вопросам Наталья Махт. – Они будут приобретать опыт для последующей самостоятельной работы – машинистом.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31