26 октября 2020 04:42

26 октября 2020 04:42

фото: из личного архива

Резное дело

Настоящее мастерство в освоении одного из древнейших видов искусств приходит с опытом

Дома у бригадира предприятий железнодорожного транспорта дистанции инженерных сооружений Свердловской дирекции инфраструктуры Сергея Губаева (на фото) как в сказке – прячутся лешие, совы, волки и медведи. Но бояться их железнодорожнику нет повода – вся «живность» рукотворная, вырезанная хозяином дома из дерева.
Увлекаться скульптурой из дерева он стал два года назад.
– Начинал с простых форм: ложки, ножи, – говорит бригадир. – Купил простой строительный нож и стал резать – стало получаться. Дело это небезопасное, поэтому в первое время часто травмировал пальцы.
Потом в распоряжение резчика попала бензопила, и началась работа над большими формами.
Наставником, передающим тайны мастерства, был для Сергея интернет. Там он изучал технологию резки, там же черпал идеи. Творит наш герой из деревьев, собранных в полосе отвода железной дороги: из валежника выбирает подходящую древесину. Бензопила справляется с любой.
– Бывает, ходишь по лесу, присматриваешься к валежнику, представляешь, что из этого может получиться, а домой придёшь, откроешь интернет, и начинает моя идея обрастать интересными деталями, – делится мастер. – Как только в голове полностью прорисована форма, только тогда берусь за инструмент.
Формула производства простая: бензопилой достаточно быстро снимается основной объём, а детали прорабатываются ножом или болгаркой – это уже работа кропотливая. Потом шлифовка. Последний необходимый шаг – отделка: тонирование, копчение, обжиг, протравливание морилкой, покрытие лаком или окрашивание – облагораживание изделия, ему придаётся законченный вид. Такие скульптуры простоят десятки лет.
Сюжеты скульптур просты: герои сказок, лесные жители, предметы обихода. В среднем скульптуру можно создать за пару дней, но Сергей за скоростью не гонится, работает для души. К тому же бывает, что получается не с первого раза: лишнее отрезал или не понравилось, – и начинает по новой.
– Важно чувствовать объём, просчитывать или прикидывать на глаз пропорции, – рассказывает он. – Дерево – живой материал, непредсказуемый в работе. Бывает, что изделия лопаются во время сушки. Когда лаком покрываешь или красишь, оно меньше трескается. Медведь – самая высокая моя фигура – в первое время трещал недели две.
Со временем приходит опыт, но, по собственному признанию, Сергей совершенства ещё не достиг, поэтому постоянно оттачивает мастерство. Есть у него любимая фигура – медведь. Он уже вырезал несколько таких, самый высокий – 1,2 м. В планах – вырезать идеальную скульптуру медведя в полный рост.
Ирина Токарева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31