02 июля 2020 21:49

02 июля 2020 21:49

фото: из личного архива

Личный почётный гражданин города Перми

Фридрих (Фёдор) Карлович Рейхардт оставил добрую память у коллег и сослуживцев, потомков и любителей истории железных дорог. В личных архивах его правнука хранятся подлинные документы об этом человеке. Некоторые из них войдут в тематическую экспозицию Музея Пермского региона Свердловской магистрали, ожидающего возобновления работы.
История развития Уральской горнозаводской железной дороги (УГЖД) тесно переплетается с судьбами тысяч людей. Они приезжали на новую магистраль со всех концов России, желая работать на ней. Но оставались самые упорные, настойчивые. К таковым относился мой прадед Фридрих Карлович Рейхардт.
В 1878 году он – ещё молодой десятник и старший сборщик по ремонту паровозов Николаевской железной дороги – решился на очень смелый по тем временам поступок: рассчитался на заводе и переехал в город Пермь с целью последующего трудоустройства в Службе подвижного состава и тяги УГЖД. Не забудем: в ту давнюю пору это был, образно говоря, «край цивилизации».
Горнозаводская железная дорога лишь начинала обустраиваться. Тогда здесь создавались дополнительные рабочие места и должности. Это, конечно, не могло остаться без пристального внимания молодых и энергичных людей.
После прибытия к месту своей новой работы Фридрих Рейхардт тут же был определён старшим сборщиком паровозов. В сохранившихся и до наших дней оригиналах приказов и свидетельств отмечаются трудолюбие и усердие молодого специалиста. Эта характеристика сыграла для него положительную роль, позволила в дальнейшем активно продвигаться по служебной лестнице.
Далее привожу его трудовые вехи: 1879–1880 годы, Пермь – помощник машиниста; 1881–1890 гг., депо Чусовская – машинист третьего класса; 1890–1901 гг., здесь же – машинист I класса; 1901–1906 гг., депо Мураши – монтёр; 1906–1909 гг. – начальник депо Кизел; 1909–1913 гг. – начальник депо Пермь-II; 1913–1916 гг. – начальник депо Шаля. Это наглядный пример роста по службе.
Приказом № 2 от 15 января 1903-го по МПС Фридриху Карловичу было присвоено звание личного почётного гражданина города Перми – за доблестный труд. Это тоже подтверждает заслуги прадеда.
Интересно тогда оформляли сами прошения и приказы. В дошедших до наших дней архивных материалах есть любопытный документ – от 15 января 1906 года. Руководитель депо Мураши обращается к «Господину начальнику службы тяги ПЖД». Слог – непривычный для нас. Так, он «усиленно» просит назначить ревизором службы тяги как раз Фридриха Карловича Рейхардта. В прошении отмечено, что он 30-летним трудом заслуживает этой должности, а «обход повышением… может весьма плохо отразиться на его нравственном и семейном состоянии». Характеристика живая, искренняя, без формальностей.
Работая в сложных условиях, в постоянной ротации служащих, Фридрих Карлович обзаводится большой семьёй. У него было пятеро мальчиков и три девочки. Частая смена мест работы, новые должности и звания… Однако, по воспоминаниям его детей и внуков, характерной чертой семьи всегда была гостеприимность. В выходные в доме Фридриха нередко собирались коллеги, друзья. В конце его карьеры воскресные приёмы стали почти уже традицией.
Увы, но жизнь славного своими делами пермского железнодорожника в 1916 году внезапно оборвала сердечная болезнь.
В нашей семье хранится уникальный архив приказов УГЖД и табличка из кабинета начальника депо, переписка с детьми и знакомыми и фото семьи.
С целью частичного обновления экспозиции Музея истории Пермского региона СвЖД подготовлен тематический стенд, который целиком посвящён этому человеку. Он содержит фотокопии тех же приказов, семейные снимки. Как только станет возможным, он обязательно займёт своё место в музейной экспозиции – вместе с оригиналами архивных документов. Они станут доступны широкому кругу ценителей истории железных дорог.
Юрий Рейхардт, историк-любитель Уральской горнозаводской железной дороги, геолог
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30