25 ноября 2020 16:03

25 ноября 2020 16:03

фото: Никита Песоцкий

Время испытаний и свершений

В условиях пандемии развиваются новые формы дистанционного взаимодействия

О том, как можно трудиться в условиях карантина по коронавирусу, решать текущие проблемы, использовать полученный опыт для развития, рассказывает директор частного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 13 среднего общего образования ОАО «РЖД», кандидат педагогических наук Сергей Кумсков.
– Сергей Викторович, насколько сложившаяся ситуация повлияла на деятельность учреждения?
– Фактически все наши ученики обучаются удалённо, в здании школы детей нет. Предвидя неблагоприятное развитие событий, используя каникулярное время, мы заранее провели несколько тренировочных вебинаров и практических занятий. Выстроили технологию образовательного процесса, понятную для всех. Разбирали, например, как работать с электронными платформами, как прикрепить домашнее задание с учётом онлайн-учебников. Эти и другие вопросы мы отработали до начала ограничительных мероприятий, поэтому достаточно спокойно вышли на дистанционное обучение.
Конечно, все работают в напряжённом состоянии, потому что нагрузка увеличилась и для детей, и для педагогов, и для родителей. Прежде всего, сказывается отсутствие опыта массовой, а главное, столь продолжительной деятельности в подобном режиме. Но в целом всё нормально, если и возникают вопросы, то они частные и достаточно быстро решаются.
– Как отреагировал педагогический коллектив на новые условия труда?
– Учителя прекрасно понимают причины происходящего, поэтому ответственно отнеслись к подготовке и переходу на дистанционное обучение. В индивидуальном порядке проводят консультирование коллег заместители по учебной работе, если надо, то подключают к этому процессу и меня. В сложившейся ситуации прежде всего выстроили удалённую деятельность педагогов. Были обращения по поводу личной компьютерной техники, которая не позволяла из дома организовать качественный образовательный процесс. В этом плане мы, конечно, помогли тем, кто в этом нуждался, за счёт заранее созданного резерва оборудования. Недавно случилась экстренная ситуация – сломался компьютер, также оперативно отреагировали. Кроме того, виртуальное преподавание, как и реальное, во многом зависит от личности учителя, от того, насколько творчески он сможет подойти к онлайн-уроку. Просто сформулировать задачу для самостоятельного изучения – это одно. А есть педагоги, которые стараются и в этой обстановке изобретать свои методики. Например, дают задания в форме интересных учебных карточек, кроссвордов, составляют образовательные пазлы и так далее. У таких учителей дети и на веб-уроках занимаются с интересом, материал усваивают легче. Так что в любой ситуации можно проявить новаторство.
– Может быть, все привыкнут к данной форме обучения и никто в школу не захочет вернуться?
– Наше общество привыкло к тому, что должна вестись индивидуальная работа с детьми. Когда возникают какие-то сложности, учитель подходит и помогает конкретному ученику дополнительно в личном контакте. Поэтому заменить живых педагогов полностью электронными учебниками не получится. Классический образовательный процесс – это тройственный союз: ученик, учитель и родитель, – и только при плотном взаимодействии всех составляющих возможен достойный результат. Вряд ли кто-то по итогам текущего периода скажет, что так удобно, давайте оставим всё как сейчас. Тому подтверждение – обращения детей и родителей к нам за помощью. Надо отметить, что они при этом выражают не только негатив, но и предлагают свои идеи для упрощения, совершенствования учебного процесса. Не сказать, что их слишком много, но они есть – даже за такой относительно небольшой промежуток времени. Интересные варианты мы пробуем применять, экспериментируем. Конечно, в наиболее сложной ситуации оказались учащиеся 9-х и 11-х – выпускных классов. Впереди экзамены, поступление, а дальнейшие технологические процессы пока не ясны. Родители тоже в напряжении, есть обращения и по этому поводу. Мы со своей стороны хотим им помочь, думаем, что реально можно сделать.
– Пока мы говорим только про обучение, а как обстоят дела с воспитанием – неотъемлемой частью образования?
– Я когда прихожу на работу, то испытываю грусть от того, что детей давно не было в здании. Мы уже занимаемся изобретением виртуальных квестов, чтобы ученики не забыли свою родную школу и как она выглядит. Таким образом, ищем в сегодняшней ситуации и новые формы дистанционной внеклассной работы.
– В прошлом году учредителем было определено новое направление развития коллектива и материально-технической базы в сторону создания «Школы будущих инженеров путей сообщения». Продолжительный карантин не внесёт коррективы в эти планы?
– Процесс в данном направлении движется вперёд независимо от каких-то жизненных сложностей. Значительную часть работы по формированию инженерных классов провели до режима самоизоляции. На данный момент мы готовим документы для нового набора детей с учётом именно инженерных классов. Анализируя ситуацию, на всякий случай изучили новые пути, платформы для общения. И теперь при необходимости можем провести онлайн даже родительское собрание. Пробный вариант уже был, причём с обратной связью. Мы услышали от наших партнёров предложения, высказывания, сделали выводы. Школа работает, развивается независимо от текущих внешних неблагоприятных условий. Они всё равно изменятся, а мы будем ещё более подготовленными к любым испытаниям.
Беседовал Геннадий Горда
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30