28 мая 2020 11:29

28 мая 2020 11:29

фото: Евгений Невольниченко

Эталон на границе Европы и Азии

Тяговая подстанция Хрустальная считается одной из лучших на сети по уровню технического развития. В этом убедились посетившие её летом учёные из отраслевых вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга.
Внешне трудно даже поверить в то, что пограничной между Европой и Азией подстанции уже больше полувека. Всё дело в пятилетней реконструкции, которая завершилась в 2011 году. За это время здесь введены в эксплуатацию современные устройства электроснабжения, ведущие системы мониторинга и диагностики для обслуживания оборудования по техническому состоянию. В частности, внедрены «сухие» тяговые трансформаторы, выпрямители нового поколения, разъединитель пантографного типа, давно устаревшие масляные выключатели освободили места элегазовым и так далее. Сам объект сразу модернизировался под базовую площадку для опробования решений, которые в дальнейшем планировалось тиражировать на сети дорог.
– Подстанция работает на три направления: Шалинское, Дружининское и Южный обход Екатеринбурга, – рассказал учёным электромеханик Андрей Долгушин. – Всё компьютеризировано, оборудование – малообслуживаемое, контролируется не аналоговым реле, а цифровой техникой. Из новшеств могу выделить такие элементы, как система внешнего питания пункта повышения напряжения и совсем недавно смонтированное вольтодобавочное устройство.
Особое внимание представители научного сообщества обратили на распределительные устройства 3,3 кВ. Ошиновка выполнена максимально удалённо, глубоко зашита в шкафах, ячейках и панелях. Вся токоведущая часть, высоковольтные сети размещены в специально выделенных коробах и отсеках. Чтобы добраться до элементов, которые находятся под постоянным напряжением, надо изрядно постараться.
– Очень нравится такое решение по охране труда, всё для безопасности работников, – поделился впечатлениями доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта» ОмГУПС, к. т. н. Александр Смердин. – Даже не представляю, как при таком оснащении можно получить какую-то травму. Уже участвовал в подобных экскурсиях по Октябрьской, Западно-Сибирской, Северо-Кавказской магистралям. Эта подстанция, конечно, среди передовых.
Заинтересовали специалистов и блоки управления ячейками, фидерами, электрическими присоединениями, которые также отвечают за их защиту. По сути, в крохотной коробочке с дисплеем находится полноценный компьютер. Он, помимо всего прочего, выполняет функцию архивирования информации.
– Мы с коллегами видели уйму разных блоков, такие образцы стоят и в нашем вузе, есть они и в Омске, – рассказал старший преподаватель кафедры «Электроснабжение транспорта» ПГУПС Илья Терёхин. – Но смотреть на то, как всё функционирует в реальности, а не в лабораторных условиях, намного интереснее, нагляден каждый параметр. Подстанция в самом деле восхищает.
Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31