21 января 2021 18:50

21 января 2021 18:50

фото: Никита Песоцкий

Миниатюрная техника узкоколеек – на реставрации

Коллекция будущего музея узкоколейных железных дорог Свердловской магистрали продолжает пополняться новыми экспонатами. Всего планируется собрать порядка 30 единиц техники. Часть из них сейчас находится на реставрации.
Первый экспонат, действующий немецкий паровоз серии Dh2T № 9, был представлен на открытии поездного сезона Свердловской детской железной дороги. Пока что он самый старинный в коллекции – 1931 года выпуска. Второй и третий экспонаты к первому сентября установили на территории школы-интерната № 13: тепловоз ТУ2–141 и пассажирский вагон ВП40 (серия 51) будут использоваться здесь для обучения школьников.
– Помимо этого на детской дороге есть грузовые вагоны и пять польских вагонов Pafawag, – рассказывает автор идеи создания музея, начальник Дорожного центра научно-технической информации и библиотек Евгений Здоровенко. – В настоящее время на реставрации находится действующая пассажирская мотодрезина ПД–1 60-х годов. Презентовать её мы планируем в День Компании. Кроме того, на детской дороге размещена узкоколейная цистерна для хранения жидкостей – она будет использоваться для заправки паровоза водой, и также станет одним из экспонатов.
Но и это ещё не всё. В музее скоро должен появиться паровоз Гр. Он был построен в Германии, но найти его удалось лишь в Грузии. Сейчас оформляются необходимые документы для его перевозки в Россию. Из екатеринбургского парка имени Энгельса музею вскоре будет передан паровоз 157С № 063 1936 года выпуска. Сразу, как только будет отремонтирована, частью коллекции станет и четырёхосная автомотриса АМ–1.
– Когда в 2013 году зашла речь о создании Музея железнодорожного транспорта на территории локомотивного депо Свердловск-Пассажирский, я предложил оформить узкоколейный музей отдельно. Главный инженер дороги активно меня поддержал в этом начинании, – отмечает Евгений Георгиевич. – Для людей, интересующихся историей железнодорожного транспорта, узкоколейки имеют особую прелесть. Трогательная миниатюрность их линий, идеальная вписываемость в природный ландшафт способны завоевать симпатии любого человека. Узкоколейный музей мы планируем открыть к юбилею Детской железной дороги, который состоится в 2015 году. Пока же техника разместится на временной площадке станции Центральная малой магистрали.
– Сейчас, когда летний поездной сезон завершён, у нас стартуют работы по подготовке площадки для музея, – добавляет начальник Свердловской детской железной дороги Виталий Марункевич. – Осенью здесь появится вся необходимая инфраструктура – будут уложены пути и три стрелочных перевода.
В более далёкой перспективе музей будет расположен на отдельной станции близ нового локомотивного депо, которое построят в рамках реконструкции детской дороги. Эту станцию назовут Музейная. Здесь появится веерное депо с поворотным кругом, а для посетителей будут организовывать ретро-поездки. Таким образом, это будет не просто музей, а образовательный и культурно-досуговый центр с интерактивными зонами.
– Аналогов такого музея в нашей стране не существует, – поясняет Евгений Здоровенко. – Под Переславлем в посёлке Талица представлена частная коллекция узкоколейной техники, но этот музей никак не зарегистрирован. А вот за границей, напротив, есть довольно много таких музеев. С некоторыми из них, например, в Чехии и Германии, мы активно сотрудничаем.
Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30