фото: архив редакции

Учил детей любви к магистрали

Благодаря Павлу Фридману многие школьники выбрали своей судьбой железную дорогу

Никто точно не скажет, скольких ребят Павел Фридман привёл на железную дорогу, вдохновив своим примером. Таких наберётся не одна тысяча. И хотя он преподавал историю, профориентационная работа всегда была в числе приоритетов его педагогической деятельности. «Он умел заставить людей взглянуть на мир по-другому», — говорят его воспитанники. 20 июля заслуженному учителю Российской Федерации, почётному железнодорожнику, почётному ветерану железной дороги исполнилось бы 90 лет. До своего юбилея он не дожил немногим больше месяца.
Да это же Покрышкин!

Отец Павла Иосифовича был военврачом, мама – операционной сестрой. Военная служба предполагает жизнь кочевую, и семья Фридманов немало поколесила по стране, пока накануне Великой Отечественной войны не оказалась в Новосибирске. 

Война оставила зарубки в памяти и на сердце подростка. В далеком тылу, в Сибири, все тогда жили войной. В Новосибирске было развернуто много госпиталей, и школьники часто выступали в них с концертами художественной самодеятельности. Эти посещения и общение с ранеными стали для него незабываемыми уроками сострадания и сопереживания.

Часто Павел Иосифович вспоминал свою встречу с прославленным асом Второй мировой войны, трижды Героем Советского Союза Александром Покрышкиным.

– Было это в 1944 году, – рассказывал он на одной из встреч с воспитанниками Новосибирской детской железной дороги. – Я был ещё мальчишкой и гулял по центру Новосибирска. Смотрю, из здания обкома партии выходит группа солидных людей, причём один из них – в форме лётчика. Пригляделся – да это же Покрышкин! Я так рот и раскрыл от удивления, а Александр Иванович, подойдя ближе, с улыбкой пошутил: «Закрой рот, пацан, ворону поймаешь!». 

А ещё на встречах со школьниками почётный ветеран железной дороги вспоминал, как в Новосибирске встречали 9 мая 1945 года. В этот солнечный, тихий и теплый день его отец – военный хирург госпиталя, впервые за всю войну вернулся домой не ночью, а засветло и перецеловал всех родных на радостях. Люди, встречая на улицах Новосибирска военных, качали их на руках, неважно – фронтовики они были или нет. 

Уроки для молодого учителя

После Великой Победы юноша всё чаще задумывался о своём будущем. Склонялся поступать в архитектурный институт, однако не задалось с рисованием. Тогда решил пойти по учительской стезе: экзамены на исторический факультет педагогического института сдал блестяще. Так же, с отличием, завершил обучение в вузе. Молодому учителю на распределении предложили возглавить школу в селе Морозовка, что под Искитимом. Уже начиналось строительство ОбьГЭС, и деревня находилась в зоне будущего водохранилища. Перед новоиспечённым директором стояла непростая задача: перевезти школьное здание на новое место. На подмогу вышли все сельчане, и 1 сентября 1954 года морозовские ребятишки сели за парты. Так Павел Иосифович получил ещё один урок – урок взаимопомощи.

Энергичного педагога заметило руководство Томской железной дороги и предложило поменять место проживания – в Кулунде требовался завуч железнодорожной школы. Нашли работу и для жены, она врач-педиатр. В те времена обе профессии ценились на вес золота. 

Кстати, Павел Иосифович и Елизавета Фёдоровна были вместе более 65 лет, поженившись сразу после окончания институтов. А познакомились ещё девятиклассниками.

– 9 мая для нас – двойной праздник, ведь именно в этот день мы впервые увидели друг друга – на центральной площади Новосибирска во время гуляний в честь очередной годовщины Великой Победы, – рассказывала корреспонденту «Транссиба» в 2013 году, накануне бриллиантовой свадьбы, Елизавета Фёдоровна.

Но вернёмся в 1955 год. Чета Фридманов только что переехала в Кулунду. В это же самое время руководство Томской магистралью принял Николай Никольский.

– Осенью того же года Николай Порфирьевич проводил комиссионный осмотр хозяйства дороги, – рассказывал в начале 2000-х годов корреспонденту «Транссиба» Павел Фридман. – Директор школы представил комиссии собравшихся педагогов. Сначала женщин. Из мужчин – только я и физрук. Мой рабочий стол находился здесь же, в учительской. Стекло на нем было с трещиной, отбитым уголком. Это не ускользнуло от внимания начальника дороги: «Уж не стучишь ли ты кулаком на своих учителей и учащихся?». Я растерялся. Выручил начальник Кулундинского отделения дороги Григорий Огуй: «Таких случаев не знаю, видимо, не было». Никольский сразу переключился на него: «А как ты, Григорий Васильевич, полагаешь – завучу удобно работать в такой обстановке? Здесь всё время люди. С глазу на глаз не поговоришь ни с учеником, ни с учителем». Обойдя помещения школы, выслушав вопросы и просьбы директора, комиссия удалилась. А мне на следующий день завхоз заменил стекло на столе, и где-то через пару месяцев у завуча появился свой кабинет. Я понял, насколько внимательным должен быть руководитель к условиям работы подчинённых, а они, в свою очередь, – к его требованиям. 

На своём месте

В 1963 году Павел Фридман получил предложение занять должность заместителя начальника отдела учебных заведений железной дороги и задержался на ней на 30 с лишним лет. Ему предлагали перейти на вышестоящие должности, но он неизменно отказывался, ссылаясь на то, что здесь он – на своём месте. И даже на руководящей должности Павел Иосифович продолжал преподавать свою любимую историю в вечерней школе рабочей молодёжи на станции Инская. 

Кстати, вечерние школы для железнодорожников — ноу-хау западносибирцев, одним из авторов которого был Павел Фридман. В конце 1960-х — начале 1970-х годов таких школ рабочей молодёжи на магистрали насчитывалось 36. Благодаря им количество работающей молодёжи со средним образованием на дороге в 1960-е годы возросло с 35% до 55%. А сама магистраль стала победителем на всесоюзном смотре «Каждому молодому труженику – среднее образование».

При непосредственном участии Павла Фридмана на дороге создана сеть из 12 школ-интернатов для детей железнодорожников. Павел Иосифович всегда с теплотой отзывался о совместной работе с первыми директорами этих школ, педагогами по призванию, мудрыми и чуткими людьми: Дмитрием Андреевичем Ведерниковым, Иустиной Семёновной Хоммуло, Георгием Савельевичем Кравченко и другими. 

За годы, что Павел Фридман работал заместителем начальника отдела учебных заведений, состоялось около 15 сетевых школ и зональных совещаний, в подготовке которых он участвовал и где рассматривался опыт Западно-Сибирской магистрали по обучению, воспитанию и профориентации подрастающего поколения. 

Методика школьного преподавания – конёк заслуженного учителя. Он написал десятки статей, опубликованных в педагогических изданиях, в том числе и центральных. Его методики просты и понятны. Так, Павел Иосифович из года в год терпеливо повторял молодым педагогам: нельзя начинать урок с негатива, скажем, с объявления оценок за контрольную или самостоятельную работу, особенно если там полно двоек, поскольку это может на пол-урока выбить детей из процесса восприятия нового материала. А лучший способ против текучести учительских кадров – ставить перед ними новые интересные задачи. И стимулировать их труд. 

Этот опыт перенял от своего наставника и нынешний заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Александр Теслевич, в своё время руководивший отделом учебных заведений. Он всегда очень тепло и уважительно отзывается о своём старшем коллеге.

— Я учился у Павла Иосифовича искусству выстраивания отношений как с подчинёнными, так и с начальством. Он заражал всех нас своим энтузиазмом, ответственным и педантичным отношением к любому делу, — говорит Александр Михайлович. 

Летописец магистрали

Уйдя на заслуженный отдых, Павел Иосифович продолжил свою педагогическую деятельность в межрегиональном координационном совете ветеранов войны и труда. На протяжении почти четверти века почётный железнодорожник, будучи членом президиума дорожного совета ветеранов и возглавляя секцию по работе с учащейся молодёжью, вместе с коллегами занимался патриотическим воспитанием школьников, вёл большую профориентационную работу в образовательных учреждениях магистрали, на Новосибирской детской железной дороге.

— Привить ребятам любовь к железной дороге, чувство единства и даже родства с ней — это наша цель и обязанность, поскольку именно на этих скрепах изначально и держится «железка», — не раз подчёркивал ветеран в беседах с корреспондентом «Транссиба». 

Ещё одна забота Фридмана — сохранение исторического наследия родной железной дороги. По словам председателя межрегионального координационного совета ветеранов войны и труда Петра Филипповича Мысика, он — настоящий летописец магистрали. Написал и довёл до издания несколько буклетов о начальниках дороги, с которыми в разные годы ему приходилось работать. Участвовал в создании книг «Вековой путь на службе Отечеству» и «Магистраль». А ещё Павел Иосифович — автор более 200 очерков о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла, работавших на нашей дороге. В разное время они были опубликованы на страницах «Транссиба» и «Гудка», региональных средств массовой информации, в различных сборниках. 

Интеллигентный, мягкий, уважительный к собеседнику человек — каждый, кто знал Павла Иосифовича Фридмана, к этим его качествам может добавить немало других. Таким он и останется в памяти западносибирских железнодорожников.
Максим Михайлов
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/