фото: сеть интернет

Новые «рельсы»

Отраслевые учебные заведения протестировали занятия в онлайн-формате

Неделю назад школы-интернаты ОАО «РЖД» перешли на дистанционное обучение. Руководители образовательных учреждений Западно-Сибирской железной дороги рассказали о плюсах и минусах такой формы работы.
– Мы предполагали, что эта ситуация возможна. Поэтому ещё до введения режима самоизоляции провели мастер-класс для учителей, во время которого отработали целый день в формате дистанционного обучения. Каждый педагог-«предметник» мог опробовать новый сценарий урока на своих коллегах, – говорит директор школы-интерната № 19 ОАО «РЖД» на станции Новокузнецк Ирина Пугачёва. – Затем мы протестировали ряд интерактивных платформ, а также выбрали файлообменник для размещения домашних заданий. После предварительной подготовки нам было довольно легко перестроиться.

Хотя набор инструментов у каждой школы был свой, многие учителя отметили технические сбои из-за перегрузки серверов. В течение недели они практически сошли на нет, и работа наладилась. В то же время многое зависело от возможностей педагогов и учеников. Владимир Трубчанинов, директор школы-интерната № 20 ОАО «РЖД» на станции Омск, рассказал, что из 255 воспитанников 5 проживают на отдалённых станциях, где низкая скорость интернета. Поэтому дистанционное обучение с ними проходит индивидуально за счёт WhatsApp. То есть воспитатели отправляют им задания, а затем принимают от детей домашнюю работу и пересылают на почту учителя. С подобными проблемами столкнулись и в Барабинске.

– Некоторые школьники проживают на станциях, где даже сотовая связь не всегда качественная. Про интернет и говорить не приходится. Грубо говоря, дети выходят на улицу, чтобы «поймать» мобильный интернет и отправить учителю задания на почту, – объяснил заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-интерната № 18 ОАО «РЖД» на станции Барабинск Роман Легенза. – Выход есть: родители сами привозят в школу выполненную домашнюю работу, а затем через пару дней забирают тетради с новыми заданиями. Наша задача – со своей стороны предоставить качественное образование в полном объёме.

Из-за санитарно-эпидемиологических правил уроки пришлось сократить до 20–30 минут в зависимости от возраста школьников. При этом большая нагрузка легла на родителей, которые на протяжении онлайн-занятия должны следить за поведением ребёнка. Учителя же отмечают, что не только потеряли физический контакт, но также ослабла и эмоциональная связь.

– Рабочий день учителей стал более продолжительным. Так, прежде, чем начать урок в младших классах, приходится ждать, когда родители придут с работы. Первые дни они трудились почти по 12 часов. Детям тоже приходится нелегко – понятно, что у них разный уровень, и не все схватывают материал налету. В то же время у них вырабатывается самостоятельность. Это особенно важно, учитывая, что наши воспитанники обычно делают домашнюю работу под присмотром воспитателей. Теперь они стали серьёзней относиться к заданиям, – уверен Владимир Трубчанинов. – Стоит отметить, что педагоги, воспитанники и их родители ответственно подошли к дистанционному обучению. Как никогда, мы работаем все вместе.

Также он отметил, что дистанционное обучение несравнимо с классическим образованием. Хотя говорить о качестве такой работы пока рано. Сейчас в школах-интернатах детей стараются не нагружать, чтобы усилия были направлены на основные предметы – математику, русский и иностранный языки, физику и т.д. Страдают такие дисциплины, как физкультура и технология, которые невозможны без практики. Тем не менее, в них тоже есть теоретическая часть, и дети проходят её в виде посильных тестов и заданий.

В новокузнецкой школе-интернате стараются поддерживать общение не только в рамках учебного плана, но и в социальных сетях. Ирина Пугачёва подчеркнула, что педагогический коллектив продолжает воспитательную работу. Школьники принимают участие в тематических классных часах. В условиях пандемии учителя напомнили детям о предстоящей годовщине Великой Победы и о её значении для всей страны. Также школа предложила подписаться на свой аккаунт в Instagram, где недавно для родителей прошёл «Вкусный марафон». Воспитатели рассказали, как организовать сбалансированный рацион питания в режиме самоизоляции.
Дарья Доротова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/