фото: архив александра ярового

Свою пулю не услышишь

День защитника Отечества для Александра Тимофеевича Ярового, можно сказать, профессиональный праздник. Ветеран-железнодорожник почти 30 лет отдал службе в армии, участвовал в боевых действиях в Республике Афганистан.
В июне 1982 года 31-летний Александр Яровой был назначен на должность начальника службы авиавооружения тыла военно-воздушных сил 40-й армии, которая вела боевые действия в Афганистане. Ветеран признаётся: особенно хорошо запомнил первый день в чужой стране. Тогда он и ещё пятеро военнослужащих пытались вылететь в Кабул, столицу республики. Оказалось, что свободных мест в самолётах не было. Из непростого положения выход нашёл начальник службы, договорившись посадить людей в первый улетающий в Кабул военно-транспортный самолёт ИЛ-76. Штаб ВВС 40-й армии располагался во дворце Амина, и в первый вечер своего пребывания в Афганистане Александр Яровой познакомился с врагом, укрываясь от его пулемётных очередей в модулях для отдыха сотрудников штаба.

В задачу начальника службы авиавооружения входило обеспечение боеприпасами советских ВВС, находившихся на территории Афганистана. По направлению Термез – Баграм – Кабул – Джелалабад перевозили боеприпасы силами двух автобатальонов. Параллельно другой автобат работал в направлении Кушка – Шинданд – Кандагар. Такие колонны могли насчитывать до 30–40 автомобилей. Более чем за год ветеран побывал практически на всех аэродромах Афганистана.

– На одном из аэродромов ждали самолёт с боеприпасами. Время полуденное, надо солдат отпускать на обед, а самолёта всё нет. Только бойцы уехали, садится борт. Командир экипажа торопит: «Майор, время не терпит, мне надо лететь обратно. Где твои орлы?». Пришлось в одно лицо разгружать целый Ан-12. Благо, опыта хватало. За 30 минут «раскатал» 10 тонн авиабомб, самолёт вылетел без опозданий, – вспоминает ветеран.

Запомнилась Александру Тимофеевичу операция по зачистке Мормольского ущелья. Она длилась почти месяц. Взято под контроль всё ущелье, а на выходе – над рекой и дорогой – в пещере стоял душманский пулемёт ДШК. Посылать на верную смерть молодых ребят не хотел никто. Тогда вертолёт Ми-24, пилотировал который заместитель командующего ВВС 40-й армии полковник Медведев, отправил в пещеру управляемую ракету. Раздался оглушительный взрыв: «штурм» попал в бронещит ДШК и складированные рядом боеприпасы.

– При осмотре обнаружили внутри этой пещеры несколько этажей, где находились тюрьма, госпиталь, столовая, склады боеприпасов и продовольствия, родничок. Там можно было бы жить месяцами. Пришлось эту огневую точку уничтожить, подорвать несколько тонн взрывчатки, пещеру завалило, – рассказывает Александр Яровой.

Как говорит ветеран, ему повезло родиться под счастливой звездой:

– Бывал под обстрелами и бомбёжками. Когда над головой проходят очереди, невольно сжимаешься, стараешься стать вдвое-втрое меньше. Как говорят, ту пулю, которая летит в тебя, не услышишь. Этого я и боялся.

Для Александра Тимофеевича Афган закончился 15 июля 1983 года. По замене поехал в Прикарпатский военный округ, а после пяти лет службы получил назначение в Новосибирск, на должность начальника ВВС Сибирского военного округа. За выполнение интернационального долга в Республике Афганистан награждён медалями «За боевые заслуги» и «От благодарного афганского народа».

Почти 30 лет посвятил он военной службе, а после нашёл своё призвание на железной дороге. Начал работать техником по оружию в Новосибирском отряде военизированной (сейчас – ведомственной) охраны. В 2002 году стал начальником общего отдела Новосибирского отделения дороги, с 2010 года возглавлял сектор автотранспорта дороги.

В семье Ярового на железной дороге трудилась супруга Татьяна Кузьминична, отработав в отделе кадров порядка 30 лет. Их дочь Юлия Каменева – ведущий инженер Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры.

Сейчас ветеран занимается общественной работой. Избран членом президиума регионального комитета ветеранов Вооружённых Сил Российской Федерации, входит в состав лекторской группы совета ветеранов управления железной дороги.
Наталья Кулакова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/