фото: михаил пермин

Широкий обзор

Внимательность локомотивной бригады во время поездки помогает предотвращать различные нарушения

Книга замечаний машиниста – важный инструмент безопасности движения. Машинист электропоезда моторвагонного депо Новокузнецк Антон Николаев в прошлом году выявил около восьми десятков нарушений, а 9 января открыл счёт замечаниям в 2020 году.
С высоты кабины можно оценить результат труда смежных служб, увидеть нарушения правил со стороны местных жителей. Тем не менее, двигаясь на высокой скорости, наблюдая за дорогой и приборами, отслеживать недочёты – это особый навык.

– Железная дорога привлекала с детства. Раньше профессия машиниста представлялась мне в романтическом свете: думал, можно сесть в поезд в родном городе и доехать до другого конца страны – в Москву или Владивосток. Но даже когда стало ясно, что это не так, я не потерял интерес к работе на магистрали и поступил в Омский техникум железнодорожного транспорта. Хотелось реализоваться именно в этой профессии, – говорит Антон Владимирович.

После окончания техникума в 2007 году он стал помощником машиниста в новокузнецком депо, а в 2016 году, уже имея за плечами высшее железнодорожное образование, пополнил ряды машинистов. Выбранный путь не разочаровал: когда управляешь поездом, чувствуешь мощь не машин, но людей, которые обеспечивают перевозочный процесс. «Став частью большого коллектива, появилось понимание, что своей работой я приношу пользу, и это для меня главное», – считает железнодорожник.

Самой большой сложностью для Антона Николаева стала работа с пассажирами, вернее, моменты, когда кому-то в вагоне нездоровится или становится плохо. С такими случаями, говорит он, приходилось встречаться нередко. Оказание первой помощи чаще всего ложится на плечи помощника машиниста. Здесь важно быстро сориентироваться и оперативно связаться с медиками на станции, если это необходимо. Все другие ситуации уже отработаны и не кажутся такими нестандартными.

– Машинисты ежедневно проезжают достаточно большие расстояния. И это позволяет им видеть, как меняется ситуация с инфраструктурой. В отличие от смежных служб, которые не могут держать во внимании большие участки постоянно. То есть, если в сумерках машинист увидит, что не освещается остановочная платформа, он по рации передаст эту информацию дежурному по станции. Соответствующие службы оперативно примут меры для устранения неисправности. Книга замечаний – это наша внутренняя ежедневная работа. Она незаметна, но важна, – считает начальник моторвагонного депо Новокузнецк Сергей Карасев. – И Антон Владимирович активно принимает участие в её заполнении – вносит достаточно много замечаний.

За месяц машинисты депо делают в книге от 150 до 250 отметок. По большей части, это незначительные замечания, которые могут лишь косвенно повлиять на безопасность движения. Например, в журнале можно увидеть такую запись «Шпалы в колее на обочине. Движению не мешают, но злоумышленники могут положить на путь». Но бывают случаи, которые могут привести к серьёзным последствиям.

– Однажды во время поездки увидел на путях железнодорожников. Сигналю им – не отходят. Как будто не слышат. Пришлось применить экстренное торможение, чтобы не сбить людей. После этого сообщил о ситуации, чтобы с ними провели работу. Конечно, со стороны людей такая беспечность редко встречается – берегутся всё-таки. Но иногда на пути выходят достаточно крупные животные. О таких случаях тоже сообщаю, чтобы путейцы имели это в виду и были осторожны, – поделился Антон Николаев. – Не так давно я ехал из Учулена, и на путь вышли три медведя. Как в сказке – большой, меньше и самый маленький. Думаю, никто бы не хотел с ними встретиться лицом к лицу.

Сохранять концентрацию в пути и обращать внимание на то, что творится по сторонам, не просто, когда едешь с большой скоростью. Но эти профессиональные навыки со временем нарабатываются, уверен Антон Николаев. Работу молодого машиниста, в том числе и с Книгой замечаний, отметили в Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава и присвоили ему знак «Лучший машинист ЦДМВ» III степени.

– Когда Антон Владимирович пришёл из армии, он стал гораздо серьёзнее. Его знания устройств электропоезда и правил эксплуатации уже тогда были на очень высоком уровне, – вспоминает Сергей Карасев. – Некоторые считают, что если человек чего-то добился, например, стал машинистом – больше делать ничего не надо. Антон Владимирович к таким не относится. Он постоянно читает профессиональную литературу, работает над собой. Думаю, уже в скором времени он сможет занять должность машиниста-инструктора.
Дарья Доротова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/