фото: михаил пермин

Не бояться ответственности

Использование командно-административной системы управления снижает эффективность работы

Евгений Дербилов, заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги по Новосибирскому территориальному управлению
– Евгений Михайлович, недавно вы совместно с заместителем мэра Новосибирска Олегом Клемешовым совершили осмотр территории города, примыкающей к железной дороге, на предмет несанкционированных свалок. Насколько актуальна эта проблема для столицы Сибири?

– Для Новосибирска железная дорога имеет особое значение – благодаря ней он был основан, бурно развивался, а вокзал Новосибирск-Главный – одна из наиболее ярких его достопримечательностей, лицо мегаполиса. Все негативные моменты, которые пассажир видит из окна вагона, воспринимаются им как недоработки железнодорожников. Касается это и несанкционированных свалок, которые расположены за пределами полосы отвода, вне зоны нашей ответственности. В связи с этим мы  продолжили взаимодействие с городской администрацией и дважды в год – весной и осенью – совершаем совместные осмотры. Эту традицию заложил начальник железной дороги Александр Валерьевич Грицай, когда ещё возглавлял регион.

В мотрисе, помимо меня и Олега Петровича, присутствовали руководители администраций районов, где расположена железнодорожная инфраструктура, а также руководители Новосибирской и Инской дистанций пути. В ходе осмотра замечаний по содержанию полосы отвода не выявлено, наши труженики содержат её на достойном уровне. А за её границами, на городской территории выявлены места несанкционированных свалок. Необходимо отметить, что их количество по сравнению с весной заметно сократилось.

Олег Петрович в ходе осмотра привёл в пример достойное содержание полосы отвода и заметил, что у железнодорожников есть чему поучиться. Так, на перегоне Клещиха – Обь недобросовестные граждане на постоянной основе выбрасывали большое количество мусора на территорию полосы отвода, и долгое время не удавалось исключить захламление этого участка. Решить данную проблему удалось установкой круглосуточной системы видеонаблюдения. Заместитель мэра  предложил своим коллегам перенять этот эффективный опыт.

Также итогом поездки стало решение проводить подобные осмотры руководителями дистанций пути с представителями районных администраций  на регулярной основе без нашего участия. 

– Чем, на ваш взгляд, выделяется Новосибирский регион среди других территориальных управлений магистрали?

– У каждого региона магистрали своя особенность. Для нашего – это, в первую очередь, Новосибирск, третий по величине город страны. Ежедневно огромные потоки людей перемещаются на большие расстояния, и перед нами стоит задача обеспечить надёжность технических средств для безусловного соблюдения графика движения пассажирских и пригородных поездов. Соблюдение графика – это имидж ОАО «РЖД». Кроме того, «столичность» накладывает дополнительные требования к эстетическому содержанию железнодорожной инфраструктуры.

Также в регионе находится управление железной дороги, и перспективные кадры с линии, проявив себя, переходят на работу туда, ведь, в отличие от работников других территориальных управлений, для них это не связано с переездом в другой город, разлукой с близкими и т.д. С другой стороны, это «донорство» имеет и положительную сторону для региона: руководители из управления знают специфику и проблемы того или иного предприятия и, имея более серьёзные полномочия, помогают ему решить их. 

– Если говорить не только о текущей работе, какие новые подходы вы хотите внедрить в работу региона, что хотели бы изменить?

– Сегодня в компанию приходит работать молодёжь с совершенно другой системой мотивации, поколение «Z». Использовать чисто командно-административную систему управления не совсем правильно, её эффективность с каждым днём снижается. Однако, многие руководители сейчас не готовы перейти на другую систему управления, не все обладают достаточной гибкостью, чтобы поменять своё поведение, мировоззрение, свой стиль управления. Те руководители, которые ещё используют только командно-административную систему, которые не умеют и не хотят получать обратную связь от исполнителя, показывают низкую эффективность в своей работе. Мы должны уйти от формализации процессов, когда общение происходит на уровне переписки вместо живой коммуникации.

По-другому вижу и роль аппаратов управления предприятий, которые должны эффективно и правильно управлять им, знать все его проблемы. Но, к сожалению, большинство находятся на рабочих местах за компьютером, гоняя статистическую отчётность, вместо того, чтобы находиться на линии, видеть проблемы и принимать решения. Если же если специалист аппарата управления на своём уровне решения принять не может из-за отсутствия ресурсов, его задача прийти к руководителю, обозначить проблему, а главное – предложить пути решения. Но практически никто не берёт на себя ответственность, а это неправильно. К примеру, экономисты должны не только вбивать цифры в таблицы, но и управлять издержками, видеть, где можно сэкономить материальные ресурсы и куда лучше направить сэкономленные средства.

Ещё существует такая проблема, как подмена должностных обязанностей высокой ответственностью. Хочется сломать эту систему – каждый должен выполнять работу согласно своих должностных обязанностей, нести ответственность, не перекладывая её на вышестоящего руководителя. Возьмём для примера дистанцию СЦБ. Если случился отказ в работе изостыка, старший электромеханик, согласно должностных обязанностей, как лицо, обслуживающее данный изостык, должен устранить отказ и дать техническое заключение причины его возникновения. По факту же начальник дистанции едет за много километров, чтобы сделать техническое заключение по причине этого отказа. 

Началом этой работы стал выпуск брошюры, которую распространили среди всех руководителей региона. Помимо истории и основной информации о регионе, в ней приведён инструментарий для руководителя, который позволит развивать его компетенции для правильного принятия решений. 

– На ваш взгляд, может быть уже сегодня нашим студентам на этапе практики стоит прививать задатки будущих руководителей?

– Вообще, пообщавшись со студентами наших отраслевых учебных заведений, отмечу, что у многих впечатление о компании портит производственная практика. Студент приходит на предприятие с целью применить свои теоретические знания на практике, а его отправляют рвать траву, показывая, что в нём не нуждаются. А ведь именно в этот момент будущих железнодорожников нужно максимально мотивировать, рассказывать им о социальном лифте, реально работающем в холдинге, обо всех льготах и преимуществах профессии железнодорожника. Это задача для руководителей, которые должны заботиться о взращивании кадров своего предприятия, они должны выстроить систему вовлечения студентов в рабочий процесс, на данном этапе стать им наставниками. 

– Какие проекты сейчас наиболее актуальны для Новосибирского региона?

– В будущем году откроем реконструированный вокзал со сквером на станции Татарская, запустим в эксплуатацию вокзально-производственные комплексы на станциях Чаны, Убинская и Сокур. Эти проекты обеспечивают комфортные условия не только для пассажиров, но и для наших работников, обслуживающих технические устройства на данных станциях. Продолжится масштабное строительство транспортно-пересадочного узла на станции Бердск. И конечно, нам предстоит подготовка железнодорожной инфраструктуры Новосибирска к молодёжному чемпионату мира по хоккею-2023.
Беседовал Александр Матвеев
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/