фото: михаил пермин

Схема быстрого реагирования

Старший электромеханик Тайгинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) Сергей Ковалёв в этом году удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за большую наставническую деятельность, безукоризненное содержание аппаратуры автоматики и телемеханики.
– Самое главное – это любить свою работу, – уверен Сергей Николаевич. – Если профессия не интересна, то каждая минута, проведённая на работе, будет казаться в тягость. А если любишь своё дело, то и время пролетит незаметно.

Хотя, признаётся Ковалёв, у эсцэбистов очень сложные взаимоотношения со временем. Их сфера деятельности требует полной отдачи: чуть техника закапризничает, нужно всё бросать и мчаться на выручку. Никто и не рассчитывает, что трудовой день уложится в рамки с 8 до 17 часов. Поэтому работа в определённой мере становится образом жизни. Зато когда вся система налажена, как часовой механизм, – это приносит самое большое удовольствие.

– У нас есть технологические карты. Если выполнять все работы согласно этим картам, повреждения значительно уменьшаются или их вообще не происходит. Но наибольшую сложность вызывают схемы устройств. Допустим, по станции Юрга-2 у меня порядка 40 схем управления стрелками, светофорами, автоблокировкой и т.д. Одни схемы занимают лист бумаги формата А3, другие изображены на 20 страницах. На сигнальной точке стоит релейный шкаф: каждое реле срабатывает в определённой ситуации – для рельсовой цепи, для открытия светофора и перехода с зелёного на жёлтый. А ещё есть стативы, отвечающие за определённые устройства. Допустим, только по Юрге их 35, на разъездах, конечно, меньше. И во всём этом надо разбираться – как они работают и что от чего зависит, – описывает старший электромеханик нюансы профессиональной сферы.

Впрочем, железнодорожник отмечает, что работа со схемами трудна только для новичков. В своей наставнической деятельности Сергей Николаевич делает на этом особый акцент. В процессе обучения молодых сотрудников он использует следующее упражнение: называет какое-либо происшествие и предлагает отыскать соответствующее повреждение сети. Даже блестяще зная схемы, ученики не всегда способны быстро сориентироваться. Но освоив этот навык, они уже не станут перебирать схемы и быстро вникают в ситуацию.

За годы работы на магистрали Сергей Николаевич приобрёл уникальный опыт и был не раз отмечен руководством.

– Однажды мне вручили знак «За безопасность движения». Поездов я, конечно, не останавливал – ничего такого. Просто в тот день шёл вдоль путей навестить маму. Смотрю – рельсы «порвали». То есть они должны были плотно прилегать друг к другу, а между ними – зазор. Конечно, этот дефект мог увидеть кто-то другой. Но был выходной день, в этом месте мало кто проходил. И меня поощрили за этот случай. В 2017 году наградили знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет», – перечисляет работник магистрали. – Для меня все награды значимые. Когда твой труд отмечают, это всегда хорошо и приятно. Но вообще работал я не за награды – просто старательно выполнял свои обязанности.
Дарья Доротова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/