фото: архив игоря вальдера

«Бронза» с перспективой

Идеи молодого специалиста не только улучшают техпроцессы, но и помогают в обеспечении безопасности движения

Ведущий инженер эксплуатационного локомотивного депо Барнаул Игорь Вальдер стал одним из лауреатов конкурса «Идея ОАО «РЖД» – 2018», заняв третье место в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение молодого рационализатора, направленное на повышение надёжности и отказоустойчивости технических средств железнодорожного транспорта».
Игорь Вальдер – из семьи карасукских железнодорожников, а потому вопроса, кем стать в этой жизни, перед ним не стояло: хороший родительский пример был перед глазами. Окончив Омский государственный университет путей сообщения по специальности «Локомотивы», он пришёл в эксплуатационное локомотивное депо Барнаул, начав работать инженером. Со временем показал хорошие деловые качества, был повышен в должности.

– Игорь Вальдер – очень ответственный и грамотный специалист, которому можно дать любое поручение и быть уверенным, что оно обязательно будет выполнено, – так характеризует своего сотрудника главный инженер депо Барнаул Александр Москаленко.

Как известно, в любой работе нередко встречаются сложности и проблемы. Кто-то с ними мирится, приспосабливается работать, ничего не меняя, а кому-то хочется что-то изменить к лучшему. Вот из таких специалистов и получаются настоящие изобретатели и рационализаторы.

К примеру, машинистов эксплуатационного локомотивного депо Барнаул одно время беспокоила такая проблема.

– На сети дорог для уменьшения бокового износа рельсов используются локомотивы-рельсосмазыватели на базе электровозов серии ЧС4Т. Делается это так – из установленного на локомотиве бака через форсунки на боковые головки рельсов подаётся смазка. Благодаря этому, рельсовые плети дольше служат, и не приходится их так часто менять, – рассказывает Игорь Вальдер. – Однако в зимний период эта смазка замерзает, и свою функцию выполняет не в полной мере. А ещё на дне бака постоянно оставался значительный объём неиспользованной смеси.

Проблема назрела, и весь техотдел депо во главе с его руководителем Павлом Коваленко стал думать над её решением. Рассматривались многие идеи, но в результате применили двухконтурную систему обогрева, два рубильника и подачу сжатого воздуха в бак со смазкой. Согласно требованиям безопасности и охраны труда, нагревательные трубки, окантовывающие ёмкость, были защищены внешним коробом. Он же закрывал и нагревательный тэн.

Благодаря новшеству, в зимнее время смазка подогревается, подаваемый воздух её перемешивает, не даёт осаживаться на дно бака, и смесь подаётся на головку рельса в необходимой консистенции. Разработали и своеобразное реле, когда подогрев включается только при температуре минус 20 градусов и ниже. Автору новации Игорю Вальдеру очень помог машинист электровоза Владимир Атласов, причём как на этапе разработки конструкции, так и в практическом испытании. Содействовали и другие коллеги из техотдела.

В результате получилась конструкция, которая позволила решить проблему с загустением смазки в холодное время года. При этом она расходуется без остатка, к тому же сокращаются потери рабочего времени рельсосмазывателя.

Подали этот проект как предложение «Модернизация системы рельсосмазывания на локомотиве ЧС4Т № 509» на конкурс «Идея ОАО «РЖД». По итогам 2018 года Игорь Вальдер занял 3-е место в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение молодого рационализатора, направленное на повышение надежности и отказоустойчивости технических средств железнодорожного транспорта».

А потом ведущий инженер предложил ещё одну идею. На этот раз она была связана с вопросами обеспечения безопасности движения.

– В прошлом году в нашем депо произошёл рост отказов технических средств и неплановых ремонтов. Причина – неисправность педалей бдительности типа Р1117, которые устанавливаются на тепловозах серии ТЭМ2, – рассказывает Александр Москаленко. – Это ставило под угрозу обеспечение безопасности движения поездов, негативно влияло на ключевые показатели работы предприятия в части содержания парка маневровых и хозяйственных локомотивов.

Технический отдел депо вместе с производственным участком стал разбираться в ситуации. Выяснилось, что из-за того, что машинисты, согласно инструкции, постоянно держат ногу на педали бдительности, на это устройство оказывается постоянное воздействие. Особенно часто это происходит в зимний период из-за не совсем удобной обуви. В результате – износ пружины и проблемы с контактами, которые продавливаются, проваливаются, выходят из строя. А такое состояние педали бдительности чревато тяжёлыми последствиями. Вот и приходилось ремонтникам очень часто чинить эти важные устройства, а то и менять их по несколько раз. А ведь это – серьёзные незапланированные затраты.

– Мы стали думать, как закрыть эту деталь, – вспоминает Игорь Вальдер. – Придумали крышку – бесполезно, потому что корпус вроде прикрыли, а «концевик» педали, на который давит машинист, всё равно оставался незащищённым. Экспериментировали с фиксаторами – бесполезно. И тогда мы разработали защитный кожух. Он изготавливается из листовой стали и по форме повторяет педаль бдительности. К коробу педали на шарнирном соединении прикреплён нажимной рычаг с регулирующим болтом.

Конструкция закреплена с помощью кронштейна к полу кабины управления.

По словам разработчика кожуха, последний защищает педаль бдительности не только от механических повреждений, но и от попаданий грязи и влаги в весенне-осеннее время. Теперь прежних частых поломок можно избежать.

Этот проект под названием «Изготовление защитных кожухов для педалей бдительности типа Р1117» был подан на конкурс «Идея ОАО «РЖД» в этом году.

Игорь Вальдер отмечает, что ему понравилось участвовать в творческом процессе рационализаторства. Приятно видеть, как его инженерные идеи воплощаются в жизнь и приносят пользу родному предприятию, интересно продолжать это дело в будущем.

– В нашем депо постоянно проводится информационное ознакомление  локомотивных бригад и инженерно-технических работников с результатами рационализаторской деятельности, – подчеркнул Александр Москаленко. – Есть стенды, демонстрируются видеоролики, разъясняются необходимые требования к разработке рацпредложений и их документальному оформлению, сообщается о стимулировании активных рационализаторов.     

Учитывая возраст и потенциал призёра сетевого конкурса, думается, что это будет далеко не последнее достижение Игоря Вальдера в рационализаторской деятельности.
Олег Таран
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/