25 сентября 2021 06:11

25 сентября 2021 06:11

фото: михаил пермин

На перекрестье двух дорог

Станция Татарская – ровесник магистрали – отмечает 125-летний юбилей

Многие сибирские поселения обязаны железной дороге мощным стимулом для развития, а некоторые – самим рождением. Одно из таковых – город Татарск Новосибирской области. Железнодорожная станция, благодаря которой он образовался, отмечает 125-летие.
Несмотря на то, что годом основания Татарска считается 1894-й, когда сюда прибыли строители Великого Сибирского пути, первое поселение на территории нынешнего города появилось ещё в XVIII веке. Речь идёт о посёлке Старая Татарка, населённом, как нетрудно догадаться, преимущественно сибирскими татарами. Этот посёлок и дал «азиатское» название запущенной спустя два года станции, хотя и находился в двух верстах от неё.

В пассажирском здании, построенном на станции, имелись телеграф, почта, буфет, небольшой зал ожидания и билетные кассы. Рядом располагался врачебно-приёмный покой и церковь. Пропускная способность станции составляла 3,5 пары поездов в сутки.

Вскоре пристанционный посёлок начал разрастаться, и Старая Татарка вошла в его состав, став в 1911 году единым безуездным городом Татарском Томской губернии. Численность постоянного населения городка к тому времени уже составляла 4500 человек. Бурному росту новорожденного посёлка способствовал постоянный приток переселенцев, для которых Татарск стал перевалочным пунктом, – в нём разместилось управление Южно-Каинского переселенческого подрайона. В период столыпинских реформ число переселенцев, следующих по Транссибу, кратно увеличилось, и обострившиеся в связи с этим бытовые проблемы заставили местных купцов обратиться с ходатайством о преобразовании посёлка в город.

Новый толчок в развитии Татарска случился в 1912-1914 годах – и вновь благодаря железной дороге, на этот раз Кулундинской. Магистраль возвели за свой счёт московские и петербургские купцы для связи Транссибирской магистрали с деревнями Кулундинской степи, где они вели торговлю. Станция Татарская стала узловой. Через неё сибирские сельхозгрузы массово отправлялись в центральную Россию и за рубеж. О том, сколь престижно было жить в те годы в Татарске, говорит хотя бы то, что в 1913 году здесь появились автомобили – одни из первых в губернии.

В 1925 году Татарск становится районным центром. Важной вехой для развития железнодорожного узла и города в целом стало открытие в июле 1934-го вагонного ремонтного депо Татарская. Спустя два года начали работу сборочный и заготовительный цеха депо. К слову, с 1998 по 2001 год это предприятие возглавлял Андрей Иванович Черевко, ныне главный инженер магистрали.

К началу Великой Отечественной в городе постоянно проживало 25,6 тысячи человек. В суровые военные годы татарцы помогали фронту всем, чем могли. Из Татарска на фронт ушли будущие Герои Советского Союза машинист Александр Черемухин и директор железнодорожной школы Александр Ерёмин.

После того, как члены Осоавиахима Татарского района собрали 65 тысяч рублей на постройку авиаэскадрильи «Новосибирский Осоавиахимовец – фронту», в Татарск пришла лаконичная телеграмма: «Прошу передать членам Осоавиахима Татарского района… мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

История города и железнодорожной станции неразрывно связаны. Неудивительно, что именно в Татарске родился и начинал свою карьеру многолетний начальник Западно-Сибирской магистрали, четвёртый министр путей сообщения России Владимир Иванович Старостенко.

Станция-юбиляр и сегодня играет важную роль в жизни города и Западно-Сибирской дороги. Здесь совершают остановку многие пассажирские поезда, следующие по Транссибирской магистрали, она входит в зону обслуживания и омской, и новосибирской пригородных компаний. А потому неудивительно, что в преддверии знаменательной даты вокзал станции Татарская решили привести в порядок. Четыре года назад стартовал капитальный ремонт вокзального комплекса, завершённый прошлой осенью. На средства ОАО «РЖД» обновили все инженерно-технические системы, провели внутреннюю и наружную отделку, отремонтировали фасад, кровлю и чердачные помещения. Современный вид обрели комнаты отдыха, пользующиеся большой популярностью у пассажиров. Начальник железной дороги Александр Грицай также отметил, что реконструированный вокзал готов обслуживать все категории граждан, в том числе маломобильных пассажиров.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31