20 июня 2021 19:37

20 июня 2021 19:37

фото: михаил пермин

Дорогу знал наизусть

Сегодня исполнилось бы 100 лет Ивану Ефимовичу Трубникову, возглавлявшему коллектив Западно-Сибирской магистрали в 1973–1983 годах

Ивана Трубникова современники называли особенным человеком. В том, прежде всего, смысле, что на первом месте для него были люди. За производственными делами Иван Ефимович не забывал о нуждах своих подчинённых. Он был государственником – заботясь о развитии магистрали, старался, чтобы железная дорога помогала регионам, по которым она проходила, в социальном плане.
Годы формирования  

Любовь к труду воспитали в Трубникове родители, которые были крестьянами в курской деревне и имели 10 детей. Будучи седьмым ребёнком в семье, Иван рос смекалистым и норовистым. Несмотря на то, что из-за отсутствия одежды на всех в школу ходили по очереди, он окончил семилетку на «отлично» и поступил в 8-й класс железнодорожной школы. Там парень узнал о существовании Новосибирского института военных инженеров транспорта (НИВИТ), где слушателям предоставляли обмундирование, питание, общежитие и приличную стипендию. Выбор не заставил себя ждать.

Великая Отечественная война застала Трубникова после окончания 1-го курса института. Иван, как и все ребята, рвался на фронт, но молодых железнодорожников готовили для того, чтобы налаживать надёжные транспортные связи.

Окончив институт по специальности «военный инженер путей сообщения по движению и грузовой работе», Трубников получил назначение дежурным по станции Новосибирск-Пассажирский. Уже на сдаче квалификационного экзамена, предшествующего вступлению в должность, он показал настолько блестящие знания, что членам экзаменационной комиссии стало ясно: парень пойдёт далеко. И, действительно, уже первый месяц работы открыл в Трубникове такие качества, как грамотность, инициативность, силу воли, решительность, стратегичность, умение взять ответственность на себя. И начальство, и рабочие просто чувствовали себя увереннее и спокойнее во время его дежурства. При этом Иван Ефимович был требователен к людям, впрочем, как и к себе.

Далее последовали назначения маневровым диспетчером, старшим помощником начальника станции Новосибирск-Пассажирский. Энергичность и активность Трубникова, его дисциплинированность, исполнительность и глубокие знания эксплуатационного процесса привели к новому назначению – заместителем начальника станции.

Знание технологических процессов работы станции и умелое общение с людьми располагали к тому, чтобы молодой инженер путей сообщения возглавил крупное предприятие на железнодорожном транспорте. И 2 сентября 1950 года приказом Министерства путей сообщения Трубников, спустя всего три года после окончания института, был назначен начальником станции Новосибирск-Пассажирский с присвоением ему досрочного персонального звания инженер-майора движения. За два года в этой должности Иван Ефимович внедрил на станции передовые технологии, повысил безопасность движения и трудовую дисциплину, улучшил охрану труда, бытовые условия работников, сплотил коллектив.

Хорошая инженерно-техническая подготовка Трубникова и накопленный практический опыт привели к тому, что в июне 1952 года его назначили главным инженером – заместителем начальника Новосибирского отделения дороги. А ещё через год – заместителем начальника того же отделения по оперативной работе. По-настоящему его знания поездной и грузовой работы ещё больше окрепли в должности заместителя начальника службы движения Томской железной дороги.

Первые оценки труда 

Сформировавшись в зрелого, крупного руководителя железнодорожного транспорта, Иван Трубников в сентябре 1955 года вступил в должность начальника Новосибирского отделения дороги. А когда оно объединилось с Инским, то на плечах Ивана Ефимовича оказалось крупнейшее хозяйство магистрали.

За 6 лет, что Трубников возглавлял Новосибирское отделение, полным ходом велась электрификация главного хода Транссиба, шла замена локомотивного парка. Росли объёмы перевозок – западный участок Новосибирского отделения считался одним из самых грузонапряжённых на дороге, здесь проходило до 120 пар грузовых поездов в сутки. Это требовало использования новейшей техники, прогрессивных технологий и передовых методов труда. В любое время суток Ивана Ефимовича можно было застать на работе. «Он часто заходил к нам на диспетчерские круги. Появлялся как-то бесшумно, незаметно и всегда ко времени, в нужную минуту. Своим вниманием никогда не сковывал диспетчеров, а, наоборот, вносил уверенность и спокойствие. По мелочам не опекал, но при необходимости мог подсказать верное решение», – вспоминал Герой Социалистического Труда Пётр Енин.

При этом Трубников не обходил вниманием социальные вопросы, жилищно-бытовые нужды железнодорожников. Забота о людях окупалась сторицей: коллектив трудился чётко и слаженно. Новосибирское отделение дороги не раз признавалось победителем как дорожного, так и отраслевого соревнования. Сам Иван Ефимович был награждён орденами «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени, высшей наградой отрасли – знаком «Почётному железнодорожнику». 

С рядовыми работниками на равных

Для железнодорожников Западной Сибири 1961 год был особенным: Омскую и Томскую железные дороги реорганизовали в единую Западно-Сибирскую. Руководителем новорожденной магистрали стал бывший начальник Томской дороги Николай Никольский. А Иван Трубников в год своего 40-летия был назначен первым заместителем начальника Западно-Сибирской железной дороги.

Тандем двух замечательных руководителей существовал 12 лет. За это время Западно-Сибирская магистраль стала крупнейшей в СССР, самой грузонапряжённой и высокопроизводительной в мире. На главных участках дороги интервал между попутными поездами не превышал 5–7 минут. Вес многих из них был больше 5 тыс. тонн. Здесь проходила обкатку современная техника, внедрялись новые технологии и способы производства. Вклад в эти достижения Ивана Ефимовича отмечен вторым орденом Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции, медалью «За доблестный труд».

Летом 1973 года после кончины Никольского ни у кого не было сомнений в преемнике: только Трубников. Возглавлял магистраль Иван Ефимович до самого выхода на пенсию в 1983 году. Он продолжил славные традиции, заложенные Николаем Порфирьевичем. Высочайший профессионал своего дела, спокойный и уравновешенный Трубников всегда знал, что и как надо делать, шуткой умел разрядить напряжённую обстановку. При этом не любил, когда с ним во всём соглашались – он жаждал живого, осмысленного разговора.

– Иван Ефимович никогда не унижал работников, – вспоминает председатель межрегионального координационного совета ветеранов войны и труда, бывший первый заместитель начальника железной дороги Пётр Мысик. – Он предпочитал «наказывать» доверием. «Сняв стружку», тут же давал понять человеку, что верит в его исправление.

Железную дорогу Иван Ефимович знал прекрасно: от цехов локомотивных и вагонных депо до маневровых районов станций, их горловин и даже стрелочных переводов. Так же хорошо знал и людей, там работавших. В лицо, по именам помнил сотни железнодорожников. Он мог подолгу разговаривать с машинистами или дежурными по станции, осмотрщиками вагонов и составителями поездов.

– Дорогу «батя» (как мы его называли) знал наизусть, буквально каждую стрелку. А их на магистрали более 12,6 тыс., – подтверждает почётный железнодорожник, почётный ветеран железной дороги, бывший главный инженер магистрали Борис Сторчоус. – И если иной раз случалась беда, он интересовался у диспетчеров: «На каких стрелках завалились вагоны?». Если ему отвечали, что на 11-й и 12-й, он спрашивал: «А 15-я и 17-я свободны? Так чего вы хлюпаете? Поворачивайте туда маршрут».

Строитель новой жизни

С 1973 по 1979 годы магистраль наращивала объёмы перевозок, улучшала качественные и количественные показатели эксплуатационной работы, развивала производственные мощности. Строились новые линии Асино – Белый Яр, Малиновое Озеро – Локоть, вторые пути на участках Алтайская – Иртышское – Омск, Инская – Алтайская, Буреничево – Ишаново. Шло развитие станций, усиление и реконструкция локомотивных и вагонных депо, устройств энергоснабжения, сигнализации и связи. Обновлялся подвижной состав, внедрялись новые технологии, крепло взаимодействие с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями региона, с автомобилистами и речниками.

За счёт укрепления связей с отраслевой наукой разрабатывались меры улучшения загрузки вагонов, совершенствования работы транспортных узлов. Всё это давало ощутимый экономический эффект, позволяло обеспечить транспортные потребности региона.

Иван Трубников добивался успеха чётким планированием, высокой исполнительской дисциплиной всех участников производственного процесса и транспортного конвейера.

За первоочередными заботами, касающимися отправления грузов, поездной работы, содержания локомотивного и вагонного парка, путевого хозяйства, Иван Ефимович не забывал и «социалку». Только жилья к концу 1970-х годов было возведено около 300 тыс. квадратных метров – на 20% больше, чем в предыдущую пятилетку. При Трубникове ввели в эксплуатацию дорожную клиническую больницу и Дворец культуры железнодорожников в Новосибирске, больницы в Карасуке и Барабинске, вокзалы в Багане, Барабинске, Инской, школы и детские сады на ряде станций.

С ростом авторитета магистрали росло и уважение к самому Ивану Ефимовичу. В 1974 году он получил высшую государственную награду – орден Ленина, а ещё через 6 лет стал заслуженным работником транспорта РСФСР. Избирался членом Новосибирского обкома КПСС, делегатом двух съездов парии, депутатом Верховного Совета СССР.

В возрасте 62 лет Трубников ушёл на пенсию. Однако дорогу он не покинул: часто приходил в управление, живо интересовался делами. Продолжали обращаться за советом к нему и люди, никогда не встречая отказа. Вскоре для Ивана Ефимовича нашлось место на предприятии «Магистраль», которое занималось перевозкой строительных грузов. С присущей ему жизненной мудростью, используя свой богатейший опыт, он успешно решал возникающие в работе предприятия проблемы. Также Трубников вошёл в состав советников начальника железной дороги. Самозабвенный труженик магистрали до самой смерти в июне 1999 года продолжал заниматься любимым делом, храня оптимизм и жизнелюбие.
Яна Доля
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30