07 мая 2021 13:41

07 мая 2021 13:41

фото: архив редакции

Тайны сквера на Инской

Паровоз-памятник Героя Соцтруда Павла Шолкина, пожалуй, главная достопримечательность Инского узла и всего Первомайского района Новосибирска. Но мало кому известно, что изначально на этом месте стоял другой локомотив – паровоз серии 9П.
Там, где сейчас красуется «паровоз Шолкина», ещё с довоенных времен располагался огромный деревянный склад, в котором хранился госрезерв всей железной дороги. Чего там только не было: от всевозможных запчастей и спецодежды до медицинского оборудования и даже посуды. Есть все основания полагать, что в годы войны здесь хранились ценнейшие бронзовые пушки XV-XVII веков, эвакуированные из Военно-исторического музея Ленинграда. В 1960-е годы госрезерв перебазировали в Тогучин. Склад снесли, а на его месте образовался большой пустырь.

Вскоре руководители предприятий узла подняли вопрос: как облагородить этот пустырь? Ведь он выходил на главную улицу района – Первомайскую, нельзя было оставлять столь заметное пространство в неприглядном виде. И в начале 1980-х здесь появился предшественник «шолкинского паровоза» – маневровый 9П. Эти локомотивы использовались на маневрах по всему Советскому Союзу еще с 1935 года и, безусловно, заслужили чести быть увековеченными.

Однако, по воспоминаниям ветеранов, простоял 9П в качестве памятника всего несколько лет. В 1984-м, в год 50-летия Инского узла, его место на постаменте занял более массивный и красочный ФД-20 № 2610. На этом паровозе долгие годы трудился Герой Социалистического Труда, машинист депо Инская Павел Шолкин, завоевав в 1942 году для него звание «Лучший паровоз Союза».

О машинисте Шолкине до сих пор ходят легенды в его родном депо и за его пределами. Это он в суровые военные годы водил грузовые составы до Москвы, что само по себе было героизмом. Это он первым кинул клич членам своей бригады и их жёнам с просьбой в канун зимы своими силами и материалами утеплить паровоз и не дать ему замерзнуть. Вскоре это начинание подхватили локомотивщики со всей дороги, а затем и сети. Это он, тщательно изучив профиль участка пути Инская – Черепаново, повёл тяжеловесные составы одним паровозом, а не двумя, как это делали до него. Да что там, Павел Дмитриевич даже вызывал на соцсоревнование не кого-нибудь, а самого Николая Лунина. Чем закончилась эта «битва титанов», неизвестно, но смелый поступок инчанина вызывает уважение.

Еще один занимательный факт из биографии машиниста: Павел Шолкин мог сделать блестящую партийную карьеру и после войны два года занимал должность секретаря парторганизации депо и узлового парткома, но не смог усидеть в кабинете и вернулся в движение, в будку паровоза.

Пространство, которое когда-то занимал склад, затем – небольшой 9П, а сегодня мощный «Железный Феликс», продолжают облагораживать. Так, полтора года назад в сквере у паровоза-памятника заложена аллея в честь железнодорожников, павших в Великой Отечественной войне.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30