07 мая 2021 12:30

07 мая 2021 12:30

фото: михаил пермин

Большой воде – заслон

Павел Стрекаловский, заместитель начальника службы пути Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры
– Павел Николаевич, прошедшая зима, похоже, снега не пожалела. Какой прогноз на предстоящее половодье? 

– В третьей декаде марта за счёт увеличения светового дня и повышения температуры воздуха начался процесс снеготаяния. По отношению к норме высота снежного покрова на полигоне дороги составляет 156%, а запасы воды в снеге – 141%. Воды на 2% больше, чем в прошлом году на этот период времени.

По предварительному прогнозу половодья, вскрытие рек бассейнов Оби и Иртыша произойдёт ориентировочно 8–14 апреля, что на 2–5 дней раньше средних многолетних сроков.

– Где на дороге предполагается более сложная паводковая ситуация?

– Назову станцию Междуреченск, где высота снежного покрова на 45% выше нормы, а запасы воды в снеге на 54% норму превышают и их больше на 22%, чем отмечалось в прошлом году в эти дни. Учитывая сверхнормативную снегозаносимость станции, для исключения возможного подтопления объектов инфраструктуры разработаны дополнительные организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод. Речь идёт об очистке путей, стрелочных переводов и напольных устройств СЦБ, разделке снежных валов с помощью различных машин и механизмов, вскрытии водопропускных труб и вывозе снега с тяговой подстанции. В планах завершить эти мероприятия к 5 апреля. 

– Какой объём работы по подготовке к пропуску паводковых вод уже проделан?

– Эти работы начаты с 1 марта, согласно разработанным и утверждённым графикам.

Всего подлежит вскрытию от снега 1197,5 км кюветов, 2013,9 км водоотводных и нагорных канав. Уже очищено по 86% этих объектов. Также требуют внимания 3178 отверстий малых мостов и водопропускных труб, уже вскрыто 96% от этого количества. 

Подготовлено 359 мест, опасных по размыву, в том числе мест дефектного и деформирующегося земляного полотна, или 96%. Перечни опасных по размыву мест направлены во все локомотивные депо. Владея этой информацией, локомотивные бригады при их проследовании будут проявлять особую бдительность. Списки опасных мест направлены и на смежные железные дороги – Южно-Уральскую, Свердловскую и Красноярскую. 

В подготовке опасных по размыву мест, мест дефектного и деформирующегося земляного полотна в рамках выделенного бюджета задействованы 10 единиц специализированной дорожной техники – экскаваторы на гусеничном ходу и погрузчики. Работы ведутся на опасных участках в границах Новосибирской, Беловской, Новокузнецкой, Заринской дистанций пути и Томской дистанции инфраструктуры. Своевременная уборка снежного покрова с откосов земляного полотна и русел водоотводных сооружений позволит предотвратить накопление воды, которое может привести к деформациям насыпей и выемок.

Совместно с владельцами осмотрены все 36 плотин, расположенных с верховой стороны от железнодорожного пути. Дефектов плотин, угрожающих безопасности движения поездов, не обнаружено.

Также в полном объёме произведён промер русел под железнодорожными мостами. Промеры русел в этом году производились с использованием мотобуров и эхолотов. Применение мотобура позволило сократить время устройства одной лунки в 5 раз. Также мотобуры очень эффективны для подготовки створов при устройстве прорезей у опор больших и внеклассных мостов с целью деления ледяных полей на более мелкие. Это предотвращает возникновение заторов.

С 15 марта начаты проверки качества выполнения комплекса противопаводковых мероприятий руководителями дирекции инфраструктуры и службы пути. На конец марта общая готовность объектов инфраструктуры к пропуску паводка оценивается в 91%. Полностью готовы к паводку Барабинская и Чулымская дистанции пути.

– Если всё-таки где-то паводковые воды размоют насыпь, повредят пути или искусственные сооружения… 

– На полигоне дороги сформированы, можно сказать, силы быстрого реагирования. Они включают в себя 13 противоразмывных поездов, состоящих из 120 единиц подвижного состава. В том числе 13 крытых вагонов с инструментом, 20 платформ, погруженных песком, 48 думпкаров с бутовым камнем и 39 вагонов с путевым щебнем.

Для прикрытия подтопляемых участков, которых на дороге насчитывается 375, противоразмывные поезда размещены на станциях Омск-Пассажирский, Карасук-I, Тогучин, Новосибирск-Восточный, Тайга, Асино, Артышта-2, Мундыбаш, Полосухино, Топки, Алтайская, Барнаул и Заринская.

На сегодняшний день все структурные подразделения службы пути укомплектованы в полном объёме необходимыми материалами для нужд водоборьбы. Также хочу подчеркнуть, что ход подготовки к паводку регулярно рассматривается руководителем магистрали Александром Грицаем. Все необходимые решения принимаются в оперативном порядке.
Беседовал Вячеслав Роман
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30