08 марта 2021 03:17

08 марта 2021 03:17

фото: архив редакции

Инновации в изоляции

Алексей Манаков, ректор Сибирского государственного университета путей сообщения
– В понедельник, 8 февраля, отметят День российской науки. Алексей Леонидович, как пандемия отразилась на научно-исследовательской работе вуза? Каких успехов удалось достичь за последний год?

– Сложная эпидемическая обстановка значительно повлияла на жизнь вуза в целом. Многие мероприятия и встречи пришлось перевести в онлайн-формат. Но научная деятельность не остановилась. В марте мы приняли участие во II Инновационном форуме Западно-Сибирской железной дороги. Из 11 разработок, размещённых на выставке, две были представлены сотрудниками нашего университета. Это проекты «Точка хранения» и «Путевая очистительная машина типа ПСМ-С». Также в прошлом году мы выступили на Сибирской венчурной ярмарке с 10-ю разработками. В результате, удалось заключить 9 договоров на сумму порядка 55 млн руб.

Научная работа продолжается. На сегодняшний день у нас на стадии реализации порядка 10 инновационных проектов. Со временем мы предложим опытные образцы предприятиям, в основном, на Западно-Сибирской железной дороге, и если внедрение даст значительный эффект, будем расширять внедрение.

– Как изменился процесс обучения?

– Конечно, COVID-19 внёс свои коррективы. Студенты–гуманитарии учились в дистанционном формате, но инженеры получали нагрузку в полном объёме. С лекционным материалом они знакомились в удалённом режиме, а практические, лабораторные и семинарские занятия проходили очно.

Одна из проблем 2020 года – производственная практика. Часть студентов прошла её в дистанционном формате, остальным пришлось перенести. Кроме того, мы не смогли провести аттестацию по рабочим профессиям, потому что у нас не было выхода на путь, доступа на станции и так далее. В любом случае вопрос формирования практических навыков по рабочим профессиям для выпускников 2021 года остаётся открытым. Здесь мы – железная дорога и вуз – найдём совместное решение для выпускников.

– Приёмная кампания тоже претерпела изменения?

– Отличительная особенность этого года в том, что взаимодействие с абитуриентами и всеми участниками процесса происходило полностью дистанционно. В преддверии приёмной кампании велась активная работа с кадровыми службами дороги. В прошлом году изменились условия заполнения договоров о целевом обучении, и мы достаточно эффективно проработали все нюансы.

Надо сказать, что абитуриенты, которые пришли к нам через систему социальных сетей, сложно входили в учебный процесс. Поэтому мы организовали для ребят инновационную программу адаптации. С её помощью они смогли погрузиться в историю вуза, узнать его структуру, особенности, открыть для себя новые информационные возможности. В течение месяца студенты прошли 5 вебинаров и 18 практикумов, обрели знакомства и присоединились к уже существующим сообществам университета. В программе приняли участие около тысячи молодых активных ребят, причём это не только «целевики». После окончания они вступили в группы своих факультетов. Программа получилась очень насыщенной и эффективной. Интересная работа, которую мы будем продолжать и дальше.

– Что поменялось в процессе подготовки студентов–«целевиков»?

– Вопрос совершенствования целевого обучения – один из самых актуальных. Совместно с железной дорогой мы меняем подход к подготовке этой категории студентов. Впервые на магистрали запустили проект – модульная форма дополнительных занятий. После прохождения новой программы студент–«целевик» на четвёртом курсе обучения будет иметь около 800 часов дополнительной подготовки. А это практически ещё один год обучения. То есть знания и навыки таких выпускников будут значительно выше, чем у обычных студентов. Общие тенденции сводятся к тому, что «целевики» будут приходить на предприятие с максимальным набором знаний в своей профессии.

Мы почувствовали качественные изменения уже на стадии выбора абитуриентов на места по целевой квоте. По сравнению с предыдущим набором средний балл ЕГЭ вырос. Это даёт уверенность, что мы меньше сил и средств потратим на «выравнивание» знаний, а сосредоточимся на профессиональной компетенции учащихся.

Государственное задание и задание по целевому приёму мы выполнили на 100%. По программе высшего образования приняли 660 студентов, в том числе 191 «целевика». По программе среднего образования зачислены 595 человек, в том числе 104 по целевой квоте. Здесь учтены и очная, и заочная формы обучения.

– Алексей Леонидович, расскажите об обновлениях в вузе.

– В этом году у нас появились новые тренажёры – поездного диспетчера и сортировочная горка. Сейчас их уже используют в учебном процессе. К сожалению, не получили тренажёр для подготовки приёмосдатчиков груза и багажа. Решили, что в этом году мы самостоятельно приобретём этот обучающий комплекс, чтобы закрыть блок подготовки движенцев.

Сейчас мы вносим последние штрихи в оформление брендированных зон. 9 февраля пройдёт презентация новой лекционной аудитории с самым современным оборудованием и символикой ОАО «РЖД».
Беседовала Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28