25 января 2022 10:59

25 января 2022 10:59

фото: ульяна шереметьева

Плюсы унификации

Будущая железнодорожница предложила способы снижения затрат на обновление парка грузовых вагонов

Студентка Новосибирского техникума железнодорожного транспорта (НТЖТ) Елизавета Горинова разработала способы усовершенствования парка грузовых вагонов. Её исследовательская работа была представлена в конце декабря прошлого года на научно-практической конференции «Развитие транспорта в России», которая прошла в дистанционном формате на базе Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Н.А. Лунина. Жюри присудило ей третье место в секции «Современные методы развития транспорта».
Елизавета Горинова учится по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», так что тему исследовательской работы она выбрала согласно профилю обучения. Следует отметить, что выбор профессии железнодорожника – это исключительно её решение, так как среди родных девушки никто на магистрали не работает. Она приняла во внимание, что труд на железной дороге всегда востребован, а профессия вагонника – перспективна, и поступила в Новосибирский техникум железнодорожного транспорта. Прошедшая конференция для Елизаветы была первой. Тем не менее, благодаря актуальности и хорошей подаче темы, её работа сразу стала призовой.

Научный руководитель Гориновой, преподаватель НТЖТ Екатерина Лазарева отметила:

– Елизавета – ответственная и исполнительная студентка. Она проявляет большой интерес к учёбе. Поэтому именно её мы рекомендовали к участию в конференции.

Как пояснила Екатерина Игоревна, тема о грузовых вагонах нового поколения возникла неслучайно. Железная дорога постоянно развивается, на магистраль приходит новая техника, для которой разрабатываются новые узлы. К примеру, если в 2017 году в ОАО «РЖД» грузовой парк был обновлён следующим образом: крытые вагоны – на 2,78% от общего состава, платформы – на 19,78% и полувагоны – на 29,98%, то в 2020 году эти показатели составили 3,36%, 24,28% и 47,71% соответственно.

– Всё это направлено на повышение грузоподъёмности вагонов, увеличение объёма перевозок и обеспечение их безопасности, – подчеркнула преподаватель НТЖТ.

Вместе с позитивными аспектами нельзя не говорить и о другой стороне – затратности модернизации и обновления парка грузовых вагонов. В связи с этим Елизавета Горинова предложила в своей работе два варианта по снижению таких расходов.

Первый способ – это производство грузовых многоцелевых вагонов на базе одной основной конструкции с применением в ней специальных унифицированных конструктивных элементов. Это позволило бы повысить уровень специализации и кооперирования производства не только в пределах отрасли вагоностроения, но и на вагоноремонтных предприятиях, а также дало бы мультипликативный эффект.

Второй способ более детальный. Речь идёт о приоритетности перехода грузовых вагонов с колёсной тележки 18-100, которая эксплуатируется с 1972 года, на тележку нового поколения 18-9855 (эксплуатация с 2012 года). Студентка указывает в своей работе, что «вагоны с такими тележками значительно реже требуют внеплановых текущих ремонтов и существенно сокращают время на их техническое обслуживание и плановый ремонт. При оценке всего жизненного цикла вагона с тележками 18-9855 оказывается, что он в два раза экономичнее вагона с тележками модели 18-100». Кроме того, новые модели тележек «значительно реже попадают в статистику отказов и до настоящего времени пока не приводили к крушениям, авариям или сходам, хотя случаи выявления трещин в боковых рамах этих тележек всё же могут быть. Изучив сравнительную оценку эксплуатационных показателей надёжности тележек моделей 18-9855 с моделями 18-100, можно сделать вывод, что эксплуатация тележки 18-100 в 99% случаев приводит к изломам литых частей, а тележки модели 18-9855 в этой статистике имеют показатель менее 1%».

Таким образом, Елизавета Горинова в своей исследовательской работе затронула сразу несколько важных для магистрали тем – улучшение эффективности перевозочного процесса, конструктивное совершенствование грузового вагонного парка и повышение безопасности движения поездов.
Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31