08 марта 2021 02:40

08 марта 2021 02:40

фото: архив надежды ларшиной

Бабушкины плечи

Трудовой стаж беловской железнодорожной династии Орловых-Блиновых составляет почти 400 лет, 59 из которых на счету её основательницы Ульяны Орловой

Родоначальнице династии Орловых–Блиновых, почётному железнодорожнику Ульяне Ивановне Орловой 27 декабря исполнилось 82 года. Она – не просто гордость фамилии, но и живая легенда. Её ценят и уважают в большой семье, в которой в сентябре прошлого года родилась самая маленькая представительница династии. Не исключено, что она, как и большинство её предков, будет работать в Беловской дистанции пути.
Ульяна Ивановна говорит, что работать руками приходилось всю жизнь. После школы трудилась в совхозе «Красная весна» в Алтайском крае. Образования не было, поэтому приходилось браться за любое дело – и дояркой была, и продавцом, и много всего другого перепробовала. Но вскоре оказалось, что деревенька с поэтичным названием не оправдала возложенных на неё надежд, и жителей стали расселять. Семья Орловых с двумя маленькими детьми уехала в поисках работы и лучшей жизни.

– Мне хотелось получить образование, каким-то образом выйти из этой неопределённости, – с улыбкой вспоминает ветеран о тех непростых временах. – В мае 1964 года я устроилась путевым рабочим в Смазнёвскую дистанцию пути. В отделе кадров сразу сказала: оформлюсь к вам, если вы мне предоставите возможность учиться. Обстоятельства сложились так, что уже в июне я сдала экзамены в техникум железнодорожного транспорта на специальность «техник-строитель железных дорог».

В Смазнёвской дистанции Орлова доросла до мастера линейного участка. Через 12 лет перевелась в Беловскую дистанцию пути.

Это сейчас запрещено работать женщинам на путях, а в 1960-е годы трудилась Ульяна Ивановна в мужском коллективе, что уже само по себе было подвигом, учитывая, что работать приходилось бок о бок даже с бывшими заключёнными.

– Инструментами она пользовалась довольно массивными. Представляете: крупную путевую щебёнку кидать лопатой! Это же очень тяжёлый труд, но бабушка справлялась и морально, и физически, – рассказывает внучка Ульяны Ивановны, техник линейного участка Беловской дистанции пути Надежда Ларшина.

Добросовестность и трудолюбие бабушки Надежды Евгеньевны заметило руководство дистанции, и вскоре она стала руководить целыми бригадами мужчин, а потом и вовсе стала мастером.

– Работать бригадиром интересно. Мне нравилось быть с людьми, узнавать их, находить с ними общий язык и направлять на ту работу, которую необходимо сделать. Эти трудности всю меня тянули. Я никак не могла оторваться от этих людей, отойти от них не могла, – делится воспоминаниями Ульяна Ивановна. – Через какое-то время меня назначили дорожным мастером. До меня мастерами мужчины работали, а тут женщину поставили, да ещё и молодую. Думаю, коллектив не принимал это всё всерьёз, не доверял поначалу.

– Чтобы руководить мужчинами, надо самой иметь мужской характер. Бабушка – довольно властная женщина: она любит, чтобы всё было так, как она скажет. Думаю, что она не попадала в ситуации, когда ей приходилось бы защищаться. Напротив: мужчины её слушались, – полагает Надежда Ларшина.

Полученное без отрыва от производства высшее образование позволило Ульяне Орловой работать инженером техотдела дистанции, преподавать в филиале института инженеров железнодорожного транспорта. Но пенсию она встретила, работая на путях.

Пенсия открыла почётному железнодорожнику новые возможности: она сама (!) построила баню и разбила сад, обучилась вождению автомобиля и даже ездила на нём на Алтай, начала писать стихи.

У Ульяны Ивановны Орловой из всех членов семьи самый большой стаж работы на железнодорожном транспорта – 59 лет. Всего же 24 представителя династии выработали 388 лет.

Муж Ульяны Ивановны Иван Степанович тоже работал в дистанции пути, потом в восстановительном поезде. Все три дочери супругов Орловых стали железнодорожницами и, выйдя замуж, образовали отдельные ветви династии.

Старшая дочь – Светлана Ивановна, по мужу Кулышева, пошла по стопам Ульяны Ивановны: окончила Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта и, придя в Беловскую дистанцию пути, начала работать техником линейного участка. Затем на период декретного отпуска сотрудницы Светлана Ивановна временно исполняла обязанности заместителя начальника отдела кадров. Большую же часть времени она отработала в должности инженера по нормированию труда.

Выбор в плане работы в Белово небольшой: либо железная дорога, либо шахта. Вот и супруг Светланы Ивановны Евгений Александрович Кулышев после закрытия шахты «Западная», где он трудился, пришёл работать слесарем в Беловскую дистанцию пути, отдав ей 7 лет жизни. Затем вновь вернулся на шахту и пенсию встречал уже там.

Уже упоминаемая Надежда Ларшина – старшая дочь супругов Кулышевых. Будучи изначально медиком по образованию, Надежда Евгеньевна вскоре поняла, что выбрала не ту профессию и ушла на железную дорогу. Окончила Беловский филиал Сибирского госуниверситета путей сообщения. Сейчас железнодорожница обеспечивает необходимой документацией свой линейный участок.

Фамилию Ларшина ей дал супруг Виталий Сергеевич, от которого идёт ветка второй части династии – Блиновы. В прошлом году бригадир пути Виталий Ларшин отметил 20-летие работы на магистрали. Сергей Ларшин, работающий на дороге 10 лет, выбрал ту же специальность, что и его родной брат. Недавно  в его семье случился большой праздник: родился третий ребёнок.

Бабушка и дедушка братьев Ларшиных тоже трудились на железной дороге. Бабушка – почётный железнодорожник Мария Георгиевна Блинова 38 лет работала машинистом компрессорной установки. Дедушка Анатолий Иванович Блинов 20 лет трудился машинистом снегоуборочной машины. Их обоих уже нет в живых.

Младшая сестра Надежды Ларшиной Татьяна Фишер всего год проработала распределителем работ в Беловской дистанции пути. А вот её супруг Виктор Фишер уже 10 лет трудится оператором дефектоскопной тележки. Его родной брат Владимир 7 лет работает в той же должности.

Племянница Виктора Викторовича Оксана Кашина недавно окончила Сибирский госуниверситет путей сообщения и устроилась работать инженером техотдела Новокузнецкой дистанции пути.

Вторая дочь основательницы трудовой дистанции Ульяны Орловой – Любовь Ивановна Кузнецова 25 лет работала на предприятиях Беловского железнодорожного узла, сегодня она – инженер-метролог дистанции сигнализации, централизации и блокировки. Её сыновья Сергей и Николай также несколько лет трудились на магистрали.

Третья дочь Ульяны Ивановны – Наталья Ивановна Шуваева 30 лет отдала железнодорожной станции Белово. Её муж Сергей Александрович, 10 лет отработавший слесарем в местном эксплуатационном вагонном депо, не дожил до сегодняшнего дня. Их сыновья Иван и Евгений также связали свои жизни с железной дорогой.

В такой большой семье, конечно, часто случаются праздники. Практически все Орловы–Блиновы живут в частных домах, поэтому и Новый год, и День железнодорожника не обходится без вкусных шашлыков. Встречи с родными дают маленькие радости в череде рабочих будней и напоминают членам династии о том, что род их силён традицией – работать на железной дороге.
Яна Доля
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31