01 марта 2021 19:34

01 марта 2021 19:34

фото: архив лилии кротовой

Мои герои

Работница магистрали рассказала о памятных моментах своей железнодорожной семьи

Западно-Сибирская магистраль гордится своими трудовыми династиями. В таких семьях любовь к своему делу и ответственность передаются от родителей к детям. Дежурный по станции Восточная Лилия Кротова рассказала, как отец и дедушка стали для неё проводниками в мир железных дорог.
За последние 60 лет трудовая династия Кротовых разрослась вширь: 12 представителей трёх поколений связали свою жизнь с магистралью. Среди них первым пришёл работать на железную дорогу Владимир Николаевич.

– Дедушка жил в посёлке Верхний Волынск в Узбекистане. Это довольно далеко от железнодорожной станции. Но, приезжая в город, он наблюдал за проходящими мимо поездами и мечтал когда-нибудь стать машинистом, – рассказывает Лилия Сергеевна. – И в один прекрасный день судьба ему улыбнулась: он увидел объявление о наборе на курсы помощников машинистов тепловоза. В 1969 году Владимир Николаевич окончил дорожную техническую школу при локомотивном депо Хаваст и приступил к работе. А спустя четыре года он совершил первую поездку в качестве машиниста.

В 1990 году железнодорожник вместе с семьёй переехал в Сибирь и устроился в локомотивное депо Новосибирск. Самый необычный и, пожалуй, опасный случай в карьере он помнит до сих пор. Это история произошла в 2003 году на станции Изынский. Машинист тепловоза Владимир Кротов работал в ночную смену и обратил внимание на электровоз с пневмоочистительной машиной (ПОМ), который двигался в сторону Тогучина. Из-под колёс последнего сыпались яркие искры. Железнодорожник тут же сообщил об этом дежурному по станции. Машину остановили. Оказалось, что существенная часть колеса ПОМ откололась и осталась далеко позади, а электровоз упрямо продолжал своё движение. Эта история могла закончиться печально, учитывая, что в то же самое время от станции Тогучин отправлялся пассажирский состав. Если бы повреждение осталось незамеченным, вполне возможно, что пневмоочистительная машина завалилась бы прямо на электричку. Бдительного машиниста, предотвратившего крушение, наградили знаком «Почётный железнодорожник».

– Я горжусь своим дедушкой. Для меня он буквально святой человек. Он ответственный, очень добрый, внимательный, заботливый. Если кому-то нужна его помощь, он всегда отзовётся, – говорит дежурный по станции. – Дедушка посвятил магистрали 31 год и сейчас находится на заслуженном отдыхе. Вероятно, преданность железной дороге передалась моему папе именно от дедушки.

Сразу после армии в 1993 году Сергей Кротов пошёл работать помощником машиниста тепловоза. За 7 лет он накопил богатый опыт, окончил Кулундинскую техническую школу и получил гордое звание машиниста. Как и Владимир Николаевич, железнодорожник долгие годы проработал на маневровом тепловозе на станции Изынский. Коллеги отмечали его любовь к порядку, ответственность, с которой он подходил к выполнению своих обязанностей. Например, он всегда оставался в первых рядах по экономии топлива. В 2014 году заслуги Сергея Владимировича отметили знаком «Лучший машинист локомотива III степени», а в 2016 году – знаком «Лучший машинист локомотива II степени». Лилия Кротова вспоминает свою гордость за отца в тот день.

На День железнодорожника в Заельцовском парке культуры и отдыха Новосибирска было много людей и, по традиции, много наград. Но момент, когда на глазах у всех поздравили самого родного человека, стал особенным. Сам машинист был рад разделить эту награду со своей дочерью – 17-летней студенткой Новосибирского техникума железнодорожного транспорта.

Лилия Сергеевна признаётся, что о железнодорожной профессии никогда и не мечтала. С детства она видела себя учителем, представляя, как будет входить в класс к детям. Но вот отец именно в ней видел продолжение трудовой династии, а не в сыне Викторе. Машинист не раз брал ребятишек с собой на работу, чтобы те могли проникнуться непередаваемой атмосферой депо, вагонов и локомотивов.

– Когда я была маленькая, мне казалось, что железнодорожные профессии – это мужское дело. Вообще не было понимания, как много разных специальностей в этой сфере. Всё изменилось, когда я окончила 8-й класс. Во время летних каникул пришла на работу к папе и познакомилась с дежурным по станции. Первое впечатление, конечно, скомканное. Мало что понятно. Но железнодорожница рассказала, в чём заключаются её обязанности, показала инструкции, объяснила, какие бывают сигналы. Тогда во мне впервые проснулся интерес к железнодорожной профессии, – вспоминает Лилия Кротова.

Окончив школу, девушка исполнила мечту отца. Специальность оказалась непростая, но все 4 года обучения в техникуме будущую железнодорожницу поддерживали родители. Сергей Владимирович справедливо предрекал дочке быть дежурным по станции. Окончив обучение, Лилия устроилась на станцию Восточная.

– В 2019 году я поступила на заочное отделение в Сибирский государственный университет путей сообщения. Думаю, после получения высшего образования смогу продолжить карьерный рост, – делится железнодорожница. – Поддержка семьи и семейные традиции оказывают сильное влияние на человека. Постараюсь стать достойным продолжателем нашей трудовой династии Кротовых.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31