01 марта 2021 19:00

01 марта 2021 19:00

фото: алексей емельянов

Живая машина

Как паровозы становятся главными героями праздника, а машинисты перевоплощаются в экскурсоводов

Только 181 машинист на всей сети имеет разрешение на управление паровозом. Но сегодня редкая профессия не только не умирает, а возрождается в новом качестве. Западносибирские «паровозники» рассказали об особенностях управления старыми машинами, съёмках в кино и народной любви к ретро-технике.
Музей на колёсах

За последний век прогресс настолько шагнул вперёд, что у паровозов практически не осталось шансов выжить. Две машины хранятся в законсервированном состоянии в эксплуатационном локомотивном депо Топки (ТЧЭ-19). Работники этого подразделения получили уникальную возможность – освоить редкую специальность.

– Я работал помощником машиниста, машинистом электровоза в пассажирском движении, затем перевёлся на тепловоз. Совершенно обычная история. А в 2016 году мне предложили отучиться на машиниста паровоза. До сих пор вспоминаю своё удивление: «На машиниста чего?», – с улыбкой говорит Алексей Трофимов. – Теорию мы изучали в Курске, а практику проходили на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. Спустя три месяца я успешно сдал экзамены и вернулся домой. Попал с корабля на бал.

Не успел новоиспечённый «паровозник» закрыть командировку, к нему уже обратился главный инженер предприятия Михаил Меркулов: «Готовься – через три дня будешь людей катать. Иди машину осматривай. Кроме тебя, больше некому». На празднике по случаю 100-летия депо Топки паровая машина стала главным объектом внимания. Этот оживший памятник отдавал дань уважения всем приглашённым ветеранам, которые вложили в развитие железной дороги немало труда. А некоторые и сами водили такие машины. Алексей Трофимов вспомнил и своего деда – машиниста паровоза Николая Марковича Карпова. Именно этот человек зародил в шестилетнем мальчике желание стать железнодорожником.

– Я был ещё мелким, когда дед брал меня с собой в поездки. Было интересно, но столько всего непонятного. Как без топлива и электроэнергии можно ехать? Как такая большая машина может работать на пару? – поделился машинист. – Дед говорил мне, что паровоз – живой, а я в глубине души посмеивался: не верил. Теперь, когда сам управляю паровозом, понимаю, что он действительно живой. Эта машина сама расскажет, что ей нужно. Воды много – забулькает. Не хватает пара – встанет. Это надо почувствовать, поэтому с паровозом сливаешься в одно целое.

Паровоз оживает не только для машиниста. Он – артист, главный герой праздника. Вокруг него всегда ажиотаж. Алексей Трофимов вспоминает одну из первых поездок в Омск. В честь 300-летия города на первом пути выставили железнодорожную технику – электровозы и тепловозы. Этот музей могли посетить все гости праздника. Но когда на горизонте появился паровоз, всё внимание обратилось на него. Люди столпились на переходном мосту, глядя, как живой экспонат пребывает на станцию. Вскоре у паровоза вытянулась очередь желающих заглянуть в кабину. Увидеть пути из кресла машиниста или посигналить – впечатления, о которых захочется рассказать всем. При этом современные «паровозники» превращаются в экскурсоводов, которые рассказывают об истории и устройстве своего музея на колёсах. Правда, в такой музей ещё нужно забраться – будка-то довольно высоко. Помощник машиниста паровоза Иван Ушанёв заметил, что за всю жизнь не приходилось столько раз поднять ребёнка, как в этот день. Оказывается, проводники в мир прошлого должны иметь сильные руки.

Герой кино

Конечно, сейчас паровозы гораздо чаще можно увидеть на постаменте, чем на рельсах. Поэтому реакция на них примерно такая же, как во время показа чёрно-белого фильма братьев Люмьер. Нет, за револьверы люди не хватаются, а вот за смартфоны – в первую очередь.

– В этом году на сети дорог прошла акция «Поезда Победы». Мы стартовали в Новокузнецке, затем отправились в Белово и через Топки прибыли в Кемерово, – рассказывает машинист тепловоза и паровоза ТЧЭ-19 Артур Рудольф. – Даже когда проезжаешь по переезду, видишь удивление и радость на лицах людей. Минуту назад они увлечённо копошились в огороде, но тут же всё бросили и снимают паровоз на смартфон. А если ещё звуковой сигнал подашь, реакцию словами не передать. Об этой поездке я заранее предупредил свою маму, поэтому она и мои ребятишки встречали нас на станции по пути из Топок в Кемерово. А вместе с ней вышли почти все соседи – взрослые, дети. Промчались мимо них с паром и гудками.

Для Артура Рудольфа эта была одна из первых поездок в должности машиниста паровоза. Обучение он прошёл в Саратове в 2019 году, а в феврале 2020 года окончил курсы повышения квалификации по управлению «Поездами Победы» в Тихорецке. В отличие от стандартной программы, курсы затрагивали самые существенные аспекты работы бригады: какие неисправности могут возникнуть в пути следования и как их устранить. А дальше – практика. Учебные заезды проходили в условиях, максимально приближенных к реальным. Протяжённость перегона Тихорецкая – Кавказская всего 60 км, но из-за постоянных спусков и подъёмов справиться не так-то просто. Тем более что к паровозу прицепили гружёные углем вагоны.

К «живой» машине нужен особый поход, говорит машинист. Перед поездкой железнодорожники протирают её, промазывают детали. Чтобы только привести паровоз в рабочее состояние, нужно около 5 часов. Сотворить «магию» позволяют всего два компонента. В тендере хранятся 18 тонн угля и 27 тонн воды. Если паровоз хорошо нагружен, то этого объёма воды должно хватить на 50 км. Поэтому на каждой станции приходится заправляться. Когда железный гигант ожил, пустил пар, только и успевай подкидывать уголь в топку. Если в советские годы этим занимался кочегар, то теперь лопату передают из рук в руки.

– В каждой паровозной бригаде должно быть три человека – машинист, помощник машиниста и кочегар. Но в акции «Поезда Победы» нас было четверо – машинист Алексей Трофимов и его помощник Валерий Баженов, я и мой помощник Вадим Величко, – вспоминает Артур Рудольф. – За котлом и уровнем воды следили все по очереди. Даже ночью кто-то обязательно оставался в кабине. Нужно понимать, что паровоз нельзя просто заглушить и оставить, как электровоз или тепловоз. Тут технология совсем другая. Вода должна остывать постепенно долгое время. Не уследишь, и котёл может взорваться.

Кстати, в ноябре прошлого года топкинский паровоз под управлением Алексея Трофимова и Артура Рудольфа участвовал в съёмках художественно-документального фильма «Снежные призраки». Лента рассказывает о подвигах 29-й Новосибирской отдельной лыжной бригады в годы Великой Отечественной войны. Сцену отправки бойцов на фронт снимали в Юрге. Теплушка для призывников – тоже историческая. Её пригнали из Новосибирска, с выставочного центра железнодорожной техники имени Н.Акулинина на станции Сеятель. Для всех участников проекта съёмки дались нелегко, ведь работать приходилось на улице при температуре минус 25–30 градусов. Часовой фильм вышел на экраны в мае 2020 года.

– Паровозы никогда не исчезнут, не застынут на постаментах. Это часть нашего прошлого. Без этих машин мы бы не победили в Великой Отечественной войне. Не зря ОАО «РЖД» держит их на балансе, – уверен Алексей Трофимов.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31