28 ноября 2020 07:30

28 ноября 2020 07:30

фото: отжт

Специально для магистрали

Сегодня исполняется 90 лет Омскому техникуму железнодорожного транспорта (ОТЖТ) – структурному подразделению Омского государственного университета путей сообщения. За эти годы здесь подготовлено более 19 тыс. специалистов со средним профессиональным образованием.
– Многие выпускники техникума известны не только в железнодорожной отрасли, они известны на всю страну, – отмечает заместитель начальника железной дороги по Омскому территориальному управлению Евгений Ашмяга. – Выпускник техникума Николай Берников стал инициатором вождения поездов по-кривоносовски. Мария Васильевна Горбач стала первой женщиной в Прииртышье, освоившей профессию машиниста. Она провела поезд с рекордным весом 7300 тонн на участке Омск – Татарская. Благодаря ей именно в Омске в годы Великой Отечественной войны была сформирована 1-я женская бригада машинистов паровозов. Ещё один выпускник Николай Поляков стал первым Героем Социалистического Труда в Омской области.

История техникума уходит корнями в 1920–1930 годы, когда Советский Союз охватила индустриальная лихорадка. Руководством страны была поставлена задача – в кратчайшие сроки обеспечить развитие материально-технической базы железнодорожного транспорта, а для этого необходимо было подготовить технические кадры. В 1930 году в Омске создаётся специализированный политехникум путей сообщения. В нём было открыто 3 дневных отделения: механическое (паровозное), электротехническое и экономическое (материального обеспечения). Первыми преподавателями политехникума стали специалисты управления Омской железной дороги, паровозного депо и городской электростанции. А студентами первых двух курсов – учащиеся старших классов, школ второй ступени  Ленинского района Омска.

– В первое время техникум не имел собственной учебно-материальной базы, поэтому занятия проходили в помещении общеобразовательной школы № 78, в третью смену, – рассказывает заведующая сектором учебно-исторического культурного центра ОТЖТ Любовь Чурсина. – Затем техникуму был отведён третий этаж в недостроенном холодном помещении средней школы на привокзальной площади Омска. Учёба продолжалась в тяжёлых условиях, часто менялись руководители, недоставало учебников и кадровых преподавателей. Нередко из-за отсутствия нужных специалистов учащимся приходилось самостоятельно изучать отдельные предметы и разделы.

В конце июля 1932 года состоялся первый выпуск. Политехникум окончили 84 человека, которым была присвоена квалификация техника железнодорожного транспорта по профилю паровозоремонтной, электротехнической и экономической специаль­ностей. Об этом событии рассказала областная газета «Рабочий путь» в номере за 20 июля 1932 года: «К моменту осенне-зимних перевозок, наиболее ответственному времени работы железной дороги, техникум даёт 27 материало-снабженцев, 30 техников по ремонту и 27 электро-энергетиков. Молодые специалисты и на работе должны оправдать звание выпускников краснознамённого политехникума путей сообщения».

В 1933 году, после закрытия в Омске филиала транспортного института, в освободившееся помещение переехал техникум путей сообщения. На четвёртом этаже левого крыла здания управления Омской железной дороги в распоряжение техникума поступили 16 учебных комнат, 6 лабораторий и зрительный зал на 300 мест. Учебное заведение получило возможность оборудовать учебные классы и мастерские, лаборатории,  укомплектовать штат квалифицированными специалистами и преподавателями. В эти годы шла подготовка специалистов по 15 профилям, число учащихся дневного отделения составляло 500–700 человек. Кроме того, в помещении техникума размещалось вечернее отделение инженерных курсов.

С 1 января 1936 года политехникум был переименован в электромеханический техникум Омской железной дороги, а 27 сентября того же года открылось отделение заочного обучения на 3 профиля: ремонт паровозов, тяга и теплотехника, ремонт вагонов. В 1943 году учебное заведение вновь сменило название – теперь это Омский электротехнический техникум. Наконец, в 1963 году обрело нынешнее название – Омский техникум железнодорожного транспорта. В 2007 году ОТЖТ вошёл в состав Омского государственного университета путей сообщения – сначала в качестве филиала, потом – факультета, а теперь – структурного подразделения среднего профессионального образования.

– Сегодня техникум располагает современной учебно-материальной базой, это более 60 кабинетов и лабораторий, 2 современных учебных полигона  железнодорожной техники, учебные мастерские, – говорит руководитель ОТЖТ Владимир Дремин. – В техникуме по 7 специальностям обучаются более 1,8 тыс. человек. Мы готовим путейцев, эсцэбистов, вагонников, энергетиков, локомотивщиков, движенцев и экономистов. Ежегодно из стен учебного заведения выходят около 300 выпускников-очников, и более 200 из них получают работу в Омском регионе магистрали.

Большую помощь учебному заведению оказывают  структурные подразделения Западно-Сибирской железной дороги. Благодаря их активному содействию учебно-лабораторная база техникума за последнее время пополнилась  секцией горочного замедлителя, открытым распределительным устройством 110 кВ, колёсно-моторным блоком тепловоза ТЭМ-2, электронным скоростемером КПД-3, системами САУТ-Ц, ТСКБМ, ДИСК-Б и другим оборудованием.

– Предприятиями Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры в лаборатории учебного корпуса № 1 смонтирован тренажёр устройства электрической централизации МРЦ-13 с действующими пультом-табло и стативами, – отмечает заместитель руководителя техникума по учебно-производственной работе Сергей Ларин. – В лаборатории «Станционные системы автоматики» завершён монтаж тренажёра устройства электрической централизации ЭЦ12-03 для промежуточных станций с маневровой работой.

Приобретён компьютерный тренажёрный комплекс электровоза 2ЭС6 «Синара» для профессиональной подготовки машинистов. Запущен и используется в учебном процессе комплекс тренажёров дежурного по станции и поездного диспетчера для лаборатории «Организация движения».

– В 2020 году согласно программе взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами техникум получил тренажёр  цифровой сортировочной горки и ДСП/ДНЦ, – подчёркивает Сергей Ларин.

Все новые технологии, которые только начинают внедряться в практику на железной дороге, немедленно становятся предметом изучения в Омском техникуме железнодорожного транспорта. О качестве подготовки молодых специалистов свидетельствует, например, тот факт, что студенты под руководством своих наставников ежегодно занимают призовые места в межрегиональных конкурсах профессионального мастерства, международных, российских и областных конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях, получают гранты ОАО «РЖД» на выполнение дипломных работ по заказу и темам работодателя.

– По итогам олимпиады дипломных проектов Росжелдора в 2019 году наш выпускник получил диплом 2-й степени по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны)». В 2020 году были получены дипломы 1-й степени по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (электроподвижной состав)» и 3-й степени по специальности «Электроснабжение (по отраслям), – подчёркивает заместитель руководителя техникума по учебной работе Сергей Писаренко.

За 90 лет неоднократно изменялся статус учебного заведения, расширялся перечень направлений подготовки, росла численность обучающихся и сотрудников. Неизменным остаётся главное предназначение техникума – качественная подготовка специалистов, способных реализовывать транспортную политику государства на практике.

– Благодаря сотрудничеству с нашим стратегическим партнёром – Западно-Сибирской железной дорогой – Омский техникум железнодорожного транспорта превратился в современный образовательный центр, где совершенствуется учебный процесс, внедряются современные технологии, осваиваются новые формы педагогического мастерства преподавателей, – резюмирует Владимир Дремин.
Светлана Заносова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30