05 декабря 2020 12:14

05 декабря 2020 12:14

фото: архив редакции

Больше, быстрее, качественнее

На железнодорожном транспорте Сибири 85 лет назад началось стахановско-кривоносовское движение

В ноябре 1935 года машинист паровоза депо Омск А.Кухарчук на участке Омск – Татарская впервые на Омской железной дороге провёл поезд со средней технической скоростью 50 км/ч. Вместе со своими коллегами – машинистами, вагонниками, движенцами – он стал одним из инициаторов стахановско-кривоносовского движения на стальных магистралях Сибири.
Стахановское движение зародилось на шахтах Донбасса. Забойщик шахты «Центральная-Ирмино» Алексей Стаханов, перестроив производственный процесс, 31 августа 1935 года за шестичасовую смену вырубил 102 тонны угля, превысив действовавшую норму выработки более чем в 14 раз. Его почин сразу же нашёл широкое распространение на шахтах Донбасса, а затем в других отраслях промышленности и на транспорте.

Несколько раньше, 1 июля 1935 года, машинист паровоза депо Славянск Донецкой железной дороги Пётр Кривонос провёл на участке Славянск – Лозовая тяжеловесный поезд с технической скоростью 31,9 км/ч вместо 23 км/ч по норме, за что получил нагоняй от начальства. Через неделю он не только повторил свой рекорд, но и превысил его, увеличив техническую скорость до 37 км/ч. 13 июля Пётр Фёдорович через газету «Железнодорожник Донбасса» обратился ко всем машинистам Донецкой магистрали с письмом, в котором призвал их водить поезда с высокими скоростями, используя всю мощность паровоза. Инициативу Кривоноса быстро подхватили машинисты железных дорог всей страны.

На железнодорожном транспорте Сибири одним из инициаторов стахановско-кривоносовского движения стал машинист паровоза депо Новосибирск Илья Ишков. 21 августа 1935 года он провёл поезд массой 1250 тонн из Новосибирска в Болотную за 4 часа и 4 минуты при графиковом времени 5 часов 11 минут. Впервые на дороге были превышены установленные технические скорости для грузовых поездов с 24 до 35 км/ч, при этом была значительно увеличена масса поездов.

Группа машинистов депо Новосибирск по инициативе Ишкова выступила в дорожной газете с призывом ко всем железнодорожникам магистрали присоединиться к движению «семисотников». Зачинателем этого движения (за достижение 700-километрового среднесуточного пробега паровозов) в депо Новосибирск выступил руководитель комсомольско-молодёжной бригады, машинист паровоза И.Орлов. Несмотря на суровые морозы, они довели среднесуточный пробег локомотива до 700 км.

Инициаторами стахановско-кривоносовского вождения тяжеловесных поездов на Омской железной дороге стали машинисты Захаров (депо Барабинск) и Петров (депо Петропавловск). В ноябре 1935 года бригада машиниста депо Омск Леонида Иовлева водила поезда массой до 2,5 тыс. тонн при норме 1,8 тыс. тонн, а техническая скорость была увеличена до 50 км/ч вместо 26,5 км/ч. Иовлев был награждён значком «Ударник сталинского призыва» и орденом Ленина – первым на Омской магистрали. Вслед за ним повели тяжёлые поезда с высокими скоростями омские машинисты Г.Суворов, Е,Пыхов и другие.

В это же время машинист депо Тайга П.Катаев первым в коллективе паровозом серии Эу провёл поезд массой 1800 тонн при норме 1250 тонн. Машинист Н.Величко провёл первый тяжеловесный поезд на Усяты весом 1800 тонн при норме 1600 тонн. В начале 1936 года машинист депо Купино Д.Овчаренко провёл поезд одной тягой весом 1500 тонн при норме 800 тонн. В январе–марте 1936 года на Томской дороге было более 400 машинистов–тяжеловесников, которые провели 3,5 тыс. поездов массой от 1,8 до 5,8 тыс. тонн.

Стахановско-кривоносовское движение получило широкое развитие во всех отраслях деятельности сибирских железных дорог. Его подхватил и развил среди работников вагонного хозяйства групкомсорг молодёжной бригады, слесарь-автоматчик вагоноремонтного депо Новосибирск К.Воронцов. Он предложил перестроить технологический процесс ремонта воздухораспределителей, за счёт чего существенно повышалась производительность труда бригады. Комсорг освободил квалифицированных рабочих от второстепенных подготовительных работ, таких как отчистка воздухораспределителей от грязи, разборка, прочистка всех деталей. Бригада за смену стала выдавать из ремонта более 50 воздухораспределителей при норме 3. Воронцов одним из первых на Томской железной дороге был награждён орденом Ленина.

Развернувшееся на дороге соцсоревнование выявило своих передовиков и среди движенцев. Диспетчер Инского отделения дороги Г.Максимов выступил инициатором скоростного продвижения гружёных и порожних маршрутов. Порожняк, направляемый в Кузбасс, получал «зелёную улицу», а каждый из таких маршрутов на диспетчерском графике отмечался красной стрелой, что означало: «Пропускать по участку без задержек».

В конце 1936 года почти четверть всех рабочих Томской железной дороги были стахановцами, новаторами производства.
Иван Русяев, по материалам книги «Стальная магистраль»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31