03 декабря 2020 07:09

03 декабря 2020 07:09

фото: архив редакции

Время не властно

Железная дорога, как и больше века назад, играет огромную роль в социально-экономическом развитии сибирских регионов

Вчера исполнилось 120 лет со дня присвоения русскому путешественнику и художнику Павлу Пясецкому ордена Почётного легиона. Этой награды Павел Яковлевич был удостоен за создание картины-панорамы «Великий Сибирский путь».
Врач, путешественник, писатель, госслужащий, в историю Павел Пясецкий всё же вошёл как художник – автор панорамы «Великий Сибирский путь». Немалую её часть представляют пейзажи Западно-Сибирской магистрали.

Своё главное произведение Павел Яковлевич создал по заказу Комитета по сооружению Сибирской железной дороги. Этой панорамой планировали удивить посетителей Всемирной выставки 1900 года в Париже. И это удалось – почти километровое полотно в виде движущихся картин увидели сотни иностранцев, в том числе персидский шах Мозафареддин. Это был настоящий фурор.

В Западно-Сибирском центре научно-технической информации и библиотек панорама хранится в различном виде: её полотна украшают коридоры подразделения, хранятся на сервере в оцифрованных копиях, в виде набора открыток и уменьшенной движущейся копии рядом со скульптурным изображением самого Павла Пясецкого. Рассматривая пейзажи, можно увидеть, как сильно изменила железная дорога населённые пункты Западной
Сибири.

Самые разительные перемены случились на станции Обь. В конце XIX века, когда Павел Яковлевич писал её с натуры, здесь был лишь небольшой посёлок работников станции и паровозного депо, основанный буквально в безлюдной тайге. Кисть художника изобразила небольшой типовой вокзальчик, десятки частных домов, с которыми контрастирует протяжённый железнодорожный мост через реку Обь. Пройдёт немного времени, и здесь разрастётся один из крупнейших городов страны с высотками и огромным вокзалом, над которым засияют буквы «Новосибирск-Главный». Единственное, что осталось неизменным, будто сойдя с картины Пясецкого в современный мегаполис, – это водонапорная башня 1894 года постройки, одно из старейших сооружений Новосибирска.

Зародив одно поселение, Транссибирская магистраль практически уничтожила другое. Крупное село Кривощёково оказалось на пути железной дороги, а потому было расселено и снесено. Сохранилась лишь топонимика: панорама запечатлела деревянный вокзал станции Кривощёково. Сегодня не осталось и его: станция и её вокзал – кирпичный, большой и современный – именуются «Новосибирск-Западный».

Пожалуй, наименее разительно изменился Томск. Один из самых развитых сибирских городов по воле судьбы оказался в стороне от Транссиба, из-за чего в темпах своего развития он сильно потерял. Тем не менее, Пясецкий посвятил Томску сразу несколько фрагментов панорамы: здесь и узнаваемое здание университета, и въездные ворота, и пожарная каланча, которая сегодня используется как смотровая площадка.

Богато представлен и Омск. Помимо станции и депо, которые к сегодняшнему дню значительно развились, и ещё недостроенного моста через Иртыш, живописец много внимания уделил историческому центру города. В частности, на картине можно увидеть древние Тобольские и Тарские ворота Омской крепости: первые сохранились до наших дней, вторые были воссозданы в 1991 году.

На одной из картин изображены строительные работы на Западно-Сибирской железной дороге: современная по тем временам землеройная машина прокладывает траншею. Есть в этом некое лукавство: такая техника на строительстве Транссиба задействовалась нечасто. В основном рабочие возводили Великий Сибирский путь ручным трудом.

И конечно, Павел Яковлевич не мог обойти вниманием величественную сибирскую природу. На картине «Барабинская степь» мы видим тихую гладь озера, над которым неторопливо парят чайки. Такие пейзажи мы можем увидеть из окна поезда и сегодня, они неподвластны времени.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31