30 ноября 2020 20:39

30 ноября 2020 20:39

фото: архив калачинской дистанции пути

Как пулемётчик спас эскадрон

В годы Великой Отечественной войны Иван Поливаров участвовал и в лихих кавалерийских рейдах, и в упорных оборонительных боях. О герое–фронтовике, кавалере двух медалей «За отвагу», ставшем затем железнодорожником, рассказывает дежурный по переезду Калачинской дистанции пути Ольга Поддубикова.
– Думал ли наш Иван Андреевич о том, что ему, пареньку из далёкого сибирского села Львовка, что в Омской области, доведётся побывать в Европе? Вряд ли, – уверена Ольга Леонидовна. – Его судьба мало чем отличалась от жизни его сверстников-земляков.

Родившись в 1926 году, он успел окончить пять классов сельской школы. Когда все мужчины Львовки ушли на фронт, вместе с женщинами и стариками их на поле заменили подростки, которым пришлось рано повзрослеть.

Едва Ивану минуло 17 лет, его призвали в Красную Армию. «С лошадьми управлялся?» – спросили в Калачинском районном военкомате. Он кивнул. Так и оказался в учебном подразделении, которое готовило молодое пополнение для кавалерийских частей.

Если кто-то думает, что в коннице только шашками машут, тот сильно заблуждается. В кавалерийских войсках Красной Армии, воевавших в Великой Отечественной войне, были артиллерия и танки, автомобили и бронемашины, а иногда им даже придавали самолёты. Но Поливаров попал именно в сабельный эскадрон, вот только должность ему дали ответственную – наводчик ручного пулемёта. Иван со своим пулемётом Дегтярёва являлся главной огневой силой небольшого подразделения, и спрос с него был особый. Махать шашкой ему доводилось нечасто, а вот поддерживать эскадрон огнём – постоянно. Причём неважно, в обороне ли или в наступлении.

На фронт рядовой Поливаров попал в 1944 году и службу свою начал в 7-м гвардейском кавалерийском полку 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. Вместе с боевыми товарищами он выбивал врага с территории СССР, а затем освобождал Польшу. После этого кавалеристы двинулись в Германию. Здесь, форсировав Одер, дивизия захватила и удержала Ферендорфский плацдарм. Иван Поливаров получил тяжёлое ранение и был награждён за смелость медалью «За отвагу».

Излечившись, успел вернуться к заключительным боям. К большому сожалению гвардейцев, им не довелось участвовать в боях за Берлин, так как дивизию направили на Дрезден. Здесь 29 апреля 1945 года пулемётчик Поливаров ещё раз отличился.

Немцы повсеместно отступали, так как многие уже понимали, что войну они проиграли. Конница чаще всего преследовала отходящих, не давая им закрепиться для обороны. Но в тот апрельский день во время движения эскадрона Иван Поливаров заметил вражескую засаду. Немецкий пехотный взвод, засев в чаще, готовился обстрелять его товарищей.

Спрыгнув на ходу с коня и отправив его шлепком ладони подальше, в безопасное место, Поливаров установил пулемёт и открыл огонь по чаще. Вражеские пули роем засвистели над его головой, но он продолжал стрелять, пока кавалеристы не обошли противника и не вынудили отступить. Больше десятка фашистов, срезанные пулемётными очередями Поливарова, остались лежать в чаще. За умелые действия в бою сибиряк был награждён второй медалью «За отвагу».

После войны Иван Андреевич вернулся домой и продолжил трудиться в родном колхозе. В августе 1953 года фронтовик пришёл работать на железную дорогу. Стал путейцем, ударником коммунистического труда. В 1955 году за стахановскую работу ему была объявлена благодарность руководства предприятия. Его имя занесено в Книгу Почёта Калачинской дистанции пути. А ещё он долгие годы был общественным инспектором по безопасности движения поездов.

– О старшем путевом рабочем 7-го околотка нашей дистанции Иване Андреевиче Поливарове отзывались, как о высококвалифицированном специалисте, который свой участок пути всегда содержал в отличном состоянии, – говорит Ольга Поддубикова. – Его непосредственный начальник – дорожный мастер, почётный железнодорожник, кавалер ордена Ленина Александр Павлович Дронов так о нём и говорил: «Он лучший среди лучших».

Железнодорожный стаж Ивана Поливарова составил 35 лет. Он, можно сказать, вместе со своей семьёй и жил на дороге, в путейской казарме на 2811 км.
Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30