25 ноября 2020 11:55

25 ноября 2020 11:55

фото: архив редакции

Импульс для Алтая

Во вторник, 3 ноября, исполнилось 105 лет со дня официального открытия Алтайской железной дороги.
Вопрос о соединении Алтая железнодорожной линией с Транссибирской магистралью рассматривался Барнаульской городской думой в конце XIX века, когда сам Транссиб ещё вовсю строился. Урожайные алтайские земли всегда были богаты сельскохозяйственной продукцией, и строительство «чугунки» значительно расширило бы возможности для её вывоза и продажи в разные уголки Российской империи и за её пределы. Что интересно, точкой примыкания Алтайской ветки к Великому Сибирскому пути мог стать не Ново-Николаевск (Новосибирск) – изначально барнаульцы рассматривали варианты её строительства от Омска или Тюмени.

Однако уже в 1907 году был разработан первый проект рельсового пути от Барнаула до Ново-Николаевска длиной 225 вёрст. А далее началась долгая бюрократическая волокита с выдачей разрешительных документов и решением финансовых вопросов. Барнаульцы неоднократно отправляли в Санкт-Петербург прошения и сами ездили в столицу на поклон высоким чиновникам, но дело с мёртвой точки не сдвигалось.

Ситуацию изменил визит в Славгород председателя правительства Российской Империи Петра Столыпина в августе 1910 года. Премьер-министр понимал, что возведение Алтайской железной дороги ускорит проведение земельной реформы и переселение крестьян на местные хлеборобные земли. Уже в начале следующего года Совет Министров России утвердил решение о строительстве железной дороги от Ново-Николаевска через Барнаул до Семипалатинска и от села Чесноковка (ныне – Алтайская) до Бийска.

В декабре 1911 года стальная магистраль впервые пришла в Алтайский край: в Бийске запустили железнодорожную ветку от пристани до места будущего железнодорожного вокзала. По ней курсировал паровоз серии «Ъ». История сохранила имена первых алтайских железнодорожников: начальником ещё строившейся станции Бийск был Шапа Качанко, первым машинистом – рабочий по фамилии Орлов.

В июне 1912 года, наконец, увидело свет Высочайшее утверждение проекта Алтайской железной дороги. Стоимость работ оценивалась в 60 млн руб. Для ускорения реализации столь дорогостоящего проекта было решено строить «чугунку» на частные деньги – для этого было учреждено Акционерное общество Алтайской железной дороги.

1 июня 1913 года в Семипалатинске в торжественной обстановке заложили фундамент железнодорожного вокзала, ознаменовав официальное начало возведения Алтайской железной дороги. Руководителем стройки был назначен Григорий Будагов. Всего два десятка лет назад этот опытный инженер-путеец уже внёс свой значительный вклад в развитие местных железных дорог – Григорий Моисеевич руководил сооружением «транссибовского» железнодорожного моста через Обь. И вот судьба вновь его связала с Сибирью.

Стройка была поистине «всеимперской» – к работам подключилась не только значительная часть местного населения, но и сотни рабочих из европейской части России. Неудивительно, ведь строительство дороги велось практически вручную, механизмы почти не применялись. Занятно, что при найме на работу кандидаты проходили медицинское обследование и подписывали присягу правительству России, обязывавшую их «быть вернымъ и неiзменно преданнымъ Россiйскому Государству», «не увлекаясь ни родствомъ, ни дружбою, ни враждою, ни корыстью».

Заработки квалифицированных рабочих составляли значительные по тем временам суммы. Так, кузнец получал в день 1 руб. 90 коп. На эти деньги можно было купить 12 кг мяса, или два гуся, или четыре курицы, или пуд гречки, или четыре литра молока. Тем не менее, на линии то и дело возникали забастовки, которые жестко подавлялись.

Работы шли весьма интенсивно. Летом 1913 года заложили станции Барнаул и Алтайская и вокзалы на них. В октябре того же года вбили первые сваи моста через Обь. Длина сооружения по проекту составила 747 метров, на его строительстве было задействовано 2,5 тыс. человек.

Ещё через год по алтайской железной дороге побежали первые локомотивы и составы: сначала открыли временное движение рабочих поездов между станциями Семипалатинск и Шипуново, затем со станции Рубцовка в направлении Семипалатинска ушёл первый графиковый поезд весом 650 тонн, а в декабре 1914 года от станции Алтайская в Ново-Николаевск отправился первый пассажирский поезд. Успешные испытания моста через Обь позволили открыть сквозное движение на всём протяжении дороги от Ново-Николаевска до Семипалатинска.

Наконец, 21 октября 1915 года (3 ноября по новому стилю) состоялось торжественное открытие Алтайской железной дороги и вокзала в Барнауле.  Совершён торжественный молебен в прибывшем из Ново-Николаевска вагоне-церкви. Присутствовавший на церемонии командующий Омским военным округом разрезал ленту, протянутую через специально сооружённую для этого случая арку, и под крики «ура!» первый поезд регулярного движения, прибывший из Семипалатинска, направился в Ново-Николаевск. Соперничество за месторасположение управления железной дороги у Ново-Николаевска выиграл Барнаул.

Всего на Алтайской железной дороге заработали 22 новых станции. При них стали стихийно возникать посёлки, а деревни, попавшие в зону дороги, быстро росли. А вот населённые пункты, которые остались в стороне от «чугунки», такие как село Усть-Чарышская Пристань, напротив, стали постепенно угасать.

В начале 1918 года Алтайскую железную дорогу национализировали, оставив не у дел инвесторов её строительства. Вскоре она вошла в состав Томской магистрали.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30