03 декабря 2020 18:37

03 декабря 2020 18:37

фото: архив екатерины осокиной

Мир на ладошке

В свободное от работы время новосибирская железнодорожница играет в театре

В октябре на площадке новосибирского ДК имени Чкалова состоялась премьера спектакля «Осенняя соната» по киносценарию Ингмара Бергмана. Роль Евы исполнила ведущий инженер отдела организации продаж Сибирского железнодорожного агентства Екатерина Осокина. А несколько ранее железнодорожница сумела удержать внимание зала в моноспектакле «Старуха Изергиль».
Несмотря на то, что Екатерина Николаевна работает на железной дороге, её смело можно считать настоящей актрисой. И не только благодаря таланту: Осокина закончила студию известного новосибирского режиссёра Сергея Афанасьева, а год назад – и театральный институт, где с её участием был набран экспериментальный курс из взрослых, имеющих жизненный опыт людей. Училась после работы и на выходных и, будучи студенткой, выходила на сцену.

– Я видела Катю в студенческом спектакле в Доме актёра, где она взорвала всех, сыграв умалишённую девушку. Думаю, театральная работа помогает ей и на железной дороге, ведь пассажирам нужно написать красивый ответ. А поскольку Катя может играть абсолютно любые роли, то и работать с разными посетителями ей не составляет труда, – рассказала «Транссибу» начальник Новосибирского производственного участка по оформлению проездных документов Сибирского железнодорожного агентства Елена Рассадина.

Екатерина Осокина не захотела довольствоваться простой галочкой в своей биографии, что она имеет актёрское образование, а решила посвятить сцене всё своё свободное от работы время. Хотя свободного времени у железнодорожницы-актрисы катастрофически не хватает, ведь Екатерина Николаевна отдаёт его учению роли, будь то обеденный перерыв или поездка в метро.

Внешность Осокиной очень пластична, за счёт чего у неё нет определённого амплуа.

– Она способна воплотить в себе практически всё, – это мнение режиссёра Ярославы Карповой, под руководством которой Екатерина выступает в театре при ДК имени Чкалова. – Она играла старуху Изергиль, а ведь это возрастная роль. Эту роль должна играть актриса лет 70-ти. И взяв на себя такую ответственность, Екатерина справилась на 100 процентов. Причём играла старуху она без грима! Но даже отсутствие грима давало ощущение, что человек на сцене играет старого. Наверное, во время работы над ролью в ней происходит какая-то трансформация души.

Сама Екатерина Осокина так объясняет своё умение перевоплощаться:

– Мне нравится ощущение взаимодействия со зрителем – когда мы становимся единым целым. Тогда я попадаю в какой-то вакуум, ощущаю каждой клеточкой, как мир становится вязким и его можно потрогать. Мир начинает как будто находиться у меня на ладошке и его можно потрогать. Наверное, ради этих ощущений я и играю.

Этот волшебный ток просто не могут не ощущать и зрители. Подтверждение искренности, льющейся со сцены, – многочисленные отзывы посмотревших спектакли с участием железнодорожницы. «Осенняя соната» и вовсе вызвала слёзы.

– Свою героиню Еву я разумею как ребёнка, – говорит Екатерина. –  Этот ребёнок в какой-то степени до сих пор живёт во мне. Поэтому при работе над этой ролью была необходима смелость на то, чтобы поднять свои детские чувства и ощущения-воспоминания.

Коллегу Осокиной, ведущего технолога отдела организации работы вокзалов Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Аллу Жук поразила способность Осокиной с такой полнотой раскрыть внутренний мир своей героини. По сценарию, Ева живёт с мужем и сестрой-инвалидом. К ним в дом приезжает мать Евы, успешная пианистка. В своём эгоизме мать не в состоянии понять дочери, из-за чего происходит конфликт. В результате, погибает больная сестра Евы. Финал остаётся открытым – на суд и понимание зрителей.

Екатерина Осокина замечает, что с приходом в актёрскую профессию с багажом работы на железной дороге у  неё появилось много, говоря театральным языком, манков (манки – это за что можно зацепиться и от чего идти при работе над ролью). Ведь её основная работа связана с общением с людьми, которые попадают в разные жизненные ситуации. И ей приходится использовать также различные подходы к людям, смотреть на них, разговаривать и понимать, что испытывает человек в тот или иной момент.

– Мы придерживаемся классического психологического театра, являясь учениками именно этой школы, – рассказывает актриса–железнодорожница. – И для нас важна не форма того, что происходит на сцене, а взаимосвязи. Для нас очень важно, чтобы зритель, смотря на сцену, узнавал себя, своих друзей и родных и так далее.

К сожалению, сегодня в обстановке вседоступности и информационной открытости во многих театрах идёт процесс перенасыщения эффектами. Театр же, в котором служит Екатерина Осокина, ставит целью возродить интерес к кухонным разговорам, к человеческим отношениям. Когда пьёшь чай, и параллельно рушится мир.

Это уже Чехов. Как раз именно этого автора сейчас ставит театр при ДК имени Чкалова. В нём Екатерина Николаевна наравне с другой актрисой играет в трёх новеллах разные роли.

Если этот спектакль также вызовет эмоции зрителей и сияние их лиц, значит, у нашей героини будет новый стимул, чтобы двигаться дальше.
Яна Доля
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31