04 декабря 2020 17:44

04 декабря 2020 17:44

фото: архив семьи генераловых

Генераловы стальных магистралей

Общий трудовой стаж кузбасской семьи железнодорожников в октябре перешагнул 600 лет

В огромной семье Генераловых на железной дороге работали и продолжают трудиться больше 30 человек. Самому старшему, Михаилу Васильевичу, – 71 год, а самому младшему, Роману, ещё юному железнодорожнику – 14 лет.
Рома с гордостью рассказывает «Транссибу» о своих замечательных родителях – папе Андрее и маме Олесе. Глава семейства много лет отработал в эксплуатационном локомотивном депо Новокузнецк машинистом электровоза.

– Отец часто брал меня на работу, а я смотрел на этот огромный локомотив и не понимал, как им управлять. Мне наивно казалось, что вместо кнопок и крана машиниста там стоит огромный рычаг, который папа со всей силы крутит, чтобы электровоз имел возможность двигаться, – смеётся Генералов-младший.

А Андрей Михайлович вспоминает, как впервые зашёл в кабину электровоза и испытал волнение и даже сомнение – сможет ли он при наличии стольких кнопок и механизмов управлять железной махиной.

Мама Романа Олеся Генералова для сына и друг, и учитель. В прямом смысле, ведь она – преподаватель начальных классов в школе-интернате № 19 ОАО «РЖД» на станции Новокузнецк.

– Рома тоже учится здесь, начинал в моём классе, – пояснила Олеся Александровна. – И мне краснеть за него не приходилось и не приходится, ведь занимается он хорошо. А ещё Рома – «спаситель» всей нашей династии Генераловых, он всерьёз изучает родословную. Написал целую научно-исследовательскую работу, с которой примет участие во всероссийском конкурсе «Шаги в науку».

В этой работе мальчик с такой же любовью, как о своих родителях, пишет о дядях и тётях, братьях и сёстрах, о самом старшем поколении Генераловых. Его родная бабушка Вера Васильевна, проработавшая больше 30 лет в Новокузнецком подотделе Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги инженером, очень забавно рассказывала о сыновьях: Андрее и особенно о Константине. Как в детстве тот, кроме паровозиков, никакие другие игрушки не признавал, как грезил профессией машиниста. А когда начальник депо, подписывая заявление о приёме на работу, сказал: «Ещё одним Генераловым будет больше», примчался домой с криком: «Ура! Меня взяли!».

– Профессию машиниста и отец, и дядя переняли у моего легендарного деда Михаила Васильевича, – говорит Роман Генералов. – Он управлял тепловозом, удостоен знака «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км». Но дедуля сейчас больше рассказывает не про свои трудовые подвиги, а простые истории. Например, как ему не раз приходилось видеть на перегоне зайцев, лис, белок, а однажды лося. Его он однажды в ночную смену, проезжая по западному участку в сторону станции Карлык, ослепил прожектором локомотива. Сохатый бежал по обочине железнодорожной колеи. Дедушка в доли секунды подал сигнал, чем спас испуганного зверя, который тут же свернул в лес.

У Михаила Васильевича – четыре брата, тоже железнодорожники: Василий, Сергей, Владимир и Анатолий. А ещё – шесть сестёр. Но продолжили железнодорожную династию дети только одной из них – Лидии. Все стали настоящими профессионалами.

Был случай, когда Анатолий Генералов вёл тяжёлый поезд по участку, вплотную соприкасающемуся с подножием гор. Свирепствовала гроза: молнии одна за другой рассекали небо, гремел гром, дождь шёл стеной. Железнодорожник увидел, как огромный вал воды с бешеной скоростью сошёл с гор на пути. Тотчас кабина электровоза наполнилась могучим рёвом сжатого воздуха. Это Анатолий Васильевич двинул рукояткой тормозного крана. Поезд остановился в сантиметрах от разрушенного полотна.

Дочь Анатолия Васильевича Генералова, Ирина Гребнева трудится в доме отдыха локомотивных бригад. Её муж Олег Гребнев работает дежурным по депо, он и его родной брат Виктор – представители другой славной железнодорожной семьи. Их дети продолжили династию деда, но уже под фамилией Гребневых. Анастасия Гребнева – товарный кассир на станции Новокузнецк-Северный, Эрнест Гребнев – машинист тепловоза.

– По стопам брата моего деда Миши, Владимира Васильевича, бывшего машиниста, пошли его сыновья. Сергей Владимирович работает начальником отдела эксплуатации эксплуатационного локомотивного депо Новокузнецк, его жена – дежурным по станции. А брат, Андрей Владимирович, водит комфортабельный электропоезд. Его жена – воспитатель в железнодорожном детском саду. Их сын, мой брат Саша, трудится сейчас в Новокузнецком центре организации работы железнодорожных станций. Железнодорожниками стали и дети Лидии Васильевны Генераловой, но уже под фамилией Головченко. Евгений Иванович – машинист электровоза, его брат Алексей Иванович – машинист тепловоза, – перечисляет Роман Генералов.

Юный железнодорожник жалеет о том, что редко получается пообщаться всей дружной семьёй. График работы у многих сменный. Но уж если встречаются, наговориться не могут. Обо всём и непременно о самом главном человеке для их династии – её основателе Василии Васильевиче Генералове. О нём действительно хоть отдельный материал пиши, настолько яркой и многогранной личностью он был.

Василий Генералов переехал с семьёй в Новокузнецк в 1932 году из Алтайского края. Трудился на строительстве линии, ведущей в Таштагол. Работал бригадиром, потом старшим кондуктором. Кондуктор в то время ездил на открытой площадке с фонарём.

– Прадед сопровождал поезд в хвостовой части состава на тормозной площадке вагона, – продолжает рассказ юный железнодорожник. – Однажды зимой на перегоне Малиновка – Кузедеево с горы сошёл снег. Машинист подал сигнал, чтобы кондуктор применил экстренное торможение. Мой прадед, не растерявшись, это сделал. Благодаря быстрой реакции машинист паровоза смог быстро затормозить состав и предотвратить крушение
поезда.

Дорабатывал Василий Васильевич на железной дороге старшим путевым обходчиком на перегоне Красная горка – Смирновка. Работа была тяжёлой, но он никогда не жаловался. Летом часто приносил в котомке лесные диковинки: стебли пучки – это такая трава, корни саранки.

– В них было много полезных веществ, и мы, его дети, с удовольствием их ели, угощали соседских ребят, – вспоминал сын основателя династии Михаил Генералов. –  Время было голодное, постоянно хотелось есть. А эти лесные витамины были самым вкусным лакомством.

– Вот мой дедушка Миша, – показывает фотографию Роман. – Посмотрите, какие у него добрые глаза. И самое ценное – он жив, я могу с ним говорить, учиться у него, бесконечно слушать его удивительные истории.

Мальчик старательно чертит генеалогическое древо своей семьи, в самом нижнем прямоугольнике пишет своё имя. Но принципиально не ставит точку, а рисует ещё одну стрелочку вниз.

– Я уверен, что 600 лет – это только начало, – говорит мальчик. – Мои братья и сёстры продолжат славный железнодорожный путь Генераловых. Я совсем скоро приму от родственников почётную эстафету. После школы непременно буду поступать в отраслевое учебное заведение. Кем стану, машинистом, путейцем или движенцем, пока не решил. Попытаюсь достичь профессиональных высот своих родственников, а может быть, подняться выше по лестнице.

– Ты только, внучек, когда погоны генеральские будешь потом примерять, не забывай о высокой человеческой душе Генераловых. Стремись работать, как мы все – ответственно, а главное, для людей, – напутствовал внука на продолжение железнодорожной династии Михаил Васильевич.
Анатолий Болдырев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31